Актуальность темы. Сегодня торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства России. Она первая почувствовала на себе процессы разгосударствления и приватизации, которая является неотъемлемым элементом рыночной экономики. С переходом к рыночным отношениям осложняются проблемы реализации товаров и предоставления услуг, в результате изменения структуры рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний и все большего заострения конкуренции на рынке России.
Переходный период, в котором находится экономика страны, характеризуется рядом негативных явлений, таких как спадом деловой активности, высоким уровнем инфляции, дефицитом товаров отечественного производства, низкой покупной способностью населения. При этих условиях важно выработать методы, которые влияют на организацию сбывшую, потребление товаров и услуг, и новые подходы к управлению предприятием.
В 90-е годы Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям, усовершенствованием законодательства, расширением возможностей полноценной хозяйственной деятельности предприятий торговли и сферы услуг. Юридическая и хозяйственная самостоятельность предприятий, их экономическая свобода и равноправие как субъектов рынка, предоставляют предприятиям широкое пространство коммерческой инициативе, самостоятельности в принятии решений из вопросов коммерческих связей, использования финансово-кредитного механизма.
Предпосылками формирования и регуляции этого процесса является переход от централизованного распределения товарных ресурсов к свободному их продажи. Перед тем, как товар будет переходить к конечному потребителю, проходит определенный торгово-технологический процесс: снабжение товаров, организация и формирование ассортимента, стимулирования сбыта, сервисное обслуживание. Данные операции являются взаимосвязанными и основными в коммерческой работе торгового предприятия.
Целью данной работы является изучение ассортиментной политики предприятия, ее основных показателей (на примере компании, занимающейся продажей сотовых телефонов).
Предметом исследования является маркетинговый анализ ассортимента и ассортиментной политики.
Объектом исследования является ООО «Астел» - компания, успешно функционирующая на рынке сотовых телефонов.
Задачами работы являются:
- определение ассортимента и ассортиментной политики предприятия;
- определение структуры ассортиментной политики предприятия;
- определение ассортиментного перечня и ассортиментного минимума;
- анализ ассортиментной продукции ООО «Астел»;
- анализ показателей ассортимента ООО «Астел»;
- анализ прибыльности товаров.
Теоретическая и методологическая основа. В данной работе использовались труды Анурина В. Ф., Муромкина И. И., Евтушенко Е. В., Арустамова Э. А., Левакова В.А, Митрофанова Т. П., Баженова Ю. К., Васькина Е. В., Брагина Л. А., Данько Т. П., Иванова Г. Г., Коханенко В. В., Куренкова В. П.
В работе использовались статьи и книги зарубежных авторов - Амблер Тим, Бем Хельгер, Хаард Габриэле, Шульц Герман, Вернер Йохен.
Структура работы. Данная дипломная работа содержит 3 главы, 10 подглав и 37 источников использованной литературы. Первая глава посвящена изучение теоретических основ ассортиментной политики предприятия, вторая глава посвящена практическому анализу ассортиментной политики торгового предприятия «Астел», и третья глава отображает новые методы и подходы к совершенствованию ассортиментной политики на предприятии.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКОЙ 5
1.1. Сущность и значение ассортиментной политики предприятия 5
1.2.Структура ассортиментной политики предприятия 7
1.3.Значение маркетинговой товарной политики на предприятии 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АСТЕЛ» 18
2.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Астел» 19
2.2. Анализ товарного ассортимента на предприятии ОАО «Астел» 24
2.3. Анализ прибыльности товаров в ассортименте 28
2.4. Классы мобильных телефонов 29
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АССОРТИМЕНТА ОАО «АСТЕЛ» 30
3.1. Расширение товарного ряда 31
3.2. Разработка товарного знака ОАО «Астел» 32
3.2. Новинки ассортимента 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
3,000 руб.
Ассортиментная политика - это принципы формирования набора товаров (услуг), которые производит или продает предприятие. Цель этой политики состоит в том, чтобы ассортимент предприятия, с одной стороны, наиболее точно соответствовал спросу покупателей, с другой стороны, позволял оптимально распределить ресурсы предприятия и получить наибольшую прибыль.
Ассортимент реализуемой продукции представлен различными видами сотовых телефонов, а также всевозможных аксессуаров к ним:
- сотовые телефоны;
- чехлы к сотовым телефонам;
- гарнитуры;
- зарядные устройства;
- смартфоны;
- цифровые фотоаппараты и др.
Мобильность, стремительность – наши важнейшие преимущества на современном быстроменяющемся рынке цифровых услуг. Наш ассортимент товаров и услуг способен удовлетворить самых требовательных клиентов. Ведь наряду с уже привычными для всех мобильными телефонами ведущих брендов, наш ассортимент выделяется наличием расширенного спектра цифровой техники:
- портативные mp3- и HDD-плееры;
- игровые приставки и игры к ним;
- портативные DVD-проигрыватели;
- портативные компьютеры и коммуникаторы;
- GPS-модули и навигаторы;
- радиостанции;
- цифровые фотокамеры и зеркальные фотокамеры;
- видеокамеры.
На сегодняшний день Компания «Астел» уверенно занимает одно из лидирующих мест в мобильном ритейле Москвы, Московской области и всего Центрального Федерального Округа по количеству подключений к операторам сотовой связи и продажам телефонов.
Для анализа ассортимента и ассортиментной политики на предприятии был проведен анализ ряда показателей:
- динамки обновляемости;
- ширины ассортимента;
- глубины ассортимента;
- полноты ассортимента;
Все эти показатели дали хороший результат, что говорит о постоянном расширении продукции ОАО «Астел». На рис. 2.5. (Динамика роста ассортимента ОАО «Астел») хорошо видно, как развивался ассортимент за последние 6 лет. Также в работе был рассмотрен анализ прибыльности товара в ассортименте, данного которого показали, что основную долю прибыли в ОАО «Астел» приносит выручка от реализации сотовых телефонов Nokia, Samsung, Siemens.
3,000 руб.
1. Азарян Е. М. Международный маркетинг: Учеб.-практ. пособие для студ. вузов спец. 7.050.108 \"Маркетинг\" — К. : Студцентр, 1998. — 200с.
2. Акулич И. Л. Маркетинг. Практикум: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов. — Минск : Вышэйшая школа, 2003. — 253с.
3. Амблер Тим. Практический маркетинг / И. Петрова (пер.с англ.), В. Васильева (пер.с англ.). — С.Пб., 1999. — 400с.
4. Анурин В. Ф., Муромкина И. И., Евтушенко Е. В. Маркетинговые исследования потребительского рынка: Уникальный отечественный опыт:Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 061500 - Маркетинг. — СПб. : Питер, 2004. — 269с.
5. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов / М.З. Штернгарц (пер.с англ.). — 2.изд. — М. : Инфра-М, 1999. — Х, 804с.
6. Барбасова З. Оптимизация производственной программы предприятий хлебопечения на основе применения «АВС-анализа» / 3. Барбасова // Маркетинг. - 2003. - № 5. - С. 109-111.
7. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М. : Инфра-М, 1999. — 218с.
8. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Белявский. - М.: Финпресс, 2001. -320с.
9. Бритченко И. Г. Банковский маркетинг: организация процессов инвестирования / НАН Украины; Институт экономико-правовых исследований. — Донецк, 1997. — 200с.
10. Васильев Г. А., Ибрагимов Л. А., Нагапетьянц Н. А., Осипова Л. В., Синяева И. М. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / Геннадий Анатольевич Васильев (ред.), Нестер Акопович Нагапетьянц (ред.). — М. : Банки и биржи, 1997. — 135с.
11. Власова В. М., Волков Д. Л., Кулаков С. Н., Старов С. А. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. — М. : Финансы и статистика, 1999. — 240с.
12. Волгин В. В. Управление персоналом малого предприятия. Предупреждение проблем: Практ. пособие — М. : Издательско-книготорговый центр \"Маркетинг\", 2002. — 299с.
13. Гамидуллаев С. Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров : учеб, пособие / С. Н. Гамидуллаев, Е. В.Иванова, С. Л. Николаева, В.Н.Симонова- СПб. : Альфа, 2000. — 432 с.
14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник / Е.П. Голубков. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Изд-во «Финпресс», 2003. - 493 с.
15. Гринева В. Н., Дудко П. Д., Крюк А. Г., Савченко Н. Ф., Шкурупий В. Г.. Товароведение: Учеб. Пособие. Петр Дмитриевич Дудко (ред.), Анатолий Григорьевич Крюк (ред.). — Х. : ИД \"Инжэк\", 2005. — 456с.
16. Еремеева Н. В., Калачев С. Л., Червова М. А. Формирование и оценка конкурентоспособности непродовольственных товаров: Практикум для спец. 061600 \"Товароведение и экспертиза товаров\" специализации \"Управление качеством на малых и средних предприятиях\". — М. : Издательско-книготорговый центр \"Маркетинг\", 2001. — 51с.
17. Карпов Е. М. Фотокинотовары: товароведение: Учеб. пособие для СПТУ. — М. : Экономика, 1988. — 191с.
18. Кашин С. Товары разной стабильности / С. Кашин // Секрет фирмы, 2000. - № 4. - С. 44-47.
19. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ПБОЮЛ Гритен-ко, 2000. - 424 с.
20. Колесник А. А. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров : учебник/А.А.Колесник, Л.Г.Елизарова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2000. — 287 с.
21. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2000. - 752 с.
22. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов : учебник / З.П. Матюхина, Э. П. Королькова. — М.: ПрофОбрИздат, 2001. — 272 с.
23. Митина Л. А. Организация торговли продовольственными товарами: учебник/Л. А. Митина, Е.И.Науменко. — 2-е изд., перераб. — М. : Экономика, 1981. — 192 с.
24. Патрушева Е. Методика оценки состояния маркетинга на предприятии / Е. Патрушева // Маркетинг. - 2002. - № 1. -С. 80-85.
25. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. :\"Коммерция\", \"Маркетинг\", \"Товароведение и экспертиза товаров\", \"Юриспруденция\" со специализацией \"Коммерческое право\" и по направлению \"Коммерция\". — М. : Инфра-М, 2001. — 248с.
26. Потапович С. И. Тoвароведение и экспертиза товаров. — Новосибирск : Издательство НГТУ, 2001. — 47с.
27. Правила розничной торговли. Обязательные документы для торговых залов, киосков, рынков. — М. : Книга сервис, 2004. — 144 с.
28. Правила торговли / сост. М.Н.Сафонов. — 5-е изд. — М. : РИОР, 2004. - 56 с.
29. Правила торговли / сост. М.Н.Сафонов. — 8-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2000. - 206 с.
30. Райкова Е.Ю. Теория товароведения: Учебн. пособие. Пособие/ Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин. - М.: Издат. центр «Академия»; Мастерство, 2002. - 240 с.
31. Санитарные правила и нормы для предприятий торговли и общественного питания. — М. : Дашков и К°С, 2003. — 212 с.
32. Чечеткина Н.М. Товарная экспертиза: учебник/ Н.М.Чечеткина, Т. И. Путилина, В. В. Горбунева. — Ростов н/Д : Феникс, 2000. — 512 с.
33. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ. – Ростов -на-Дону.: Феникс, 2005 – 140с.
34. Шепелев А. Ф. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров: учеб, пособие / А. Ф. Шепелев, К. Р. Мхитарян. — Ростов н/Д • МарТ, 2001.-208 с.
35. Шкардун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун, В.Д. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - № 4. - С. 44-54.
36. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля / Д. Л. Щур, Л. В.Труханович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2002. — 800 с.
37. Яновский А. Формирование ценовой политики предприятия / А. Яновский // Маркетинг. - 2002. - № 3. - С. 117-121.
3,000 руб.