ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования развития авиапромышленности в СССР в предвоенные и военные годы, автором были сделаны следующие выводы.
В 1939 - 1940 годы существенным фактором развития советской авиапромышленности стали репрессии. Вместо того чтобы объективно разобраться в причинах отставания темпов технического развития, руководство страны решило свалить все на отдельных специалистов, якобы специально вредящих промышленности, тем самым, в угоду Западу ослабить страну.
Репрессии были одной из попыток поставить важную отрасль в жесткие рамки, насильственно подстегнуть ее, делая акцент при этом не на реальные проблемы, такие как организация труда, недостаточность технической базы, отсутствие чертежей и пр., а на поиске внутренних врагов и попытке заставить конструкторов плодотворно работать при постоянной угрозе расправы им самим и их близким.
Однако, несмотря на это, авиастроительная база существенно расширилась. Так, в отрасли было занято 466 400 человек, из них 174 361 – на самолетостроительных и моторостроительных заводах. Наркомат авиапромышленности включал в себя свыше 100 предприятий, из которых 24 были самолетостроительными, 7 – моторостроительными, 10 выпускали агрегаты, предназначенные для установки на самолеты, и 13 – агрегаты для моторов. Помимо этого, еще 17 предприятий производили авиаприборы и шесть входили в Главное металлургическое управление. Остальные заводы выполняли вспомогательные и ремонтные функции.
В результате, к середине 1930-х годов советские самолеты, обогнав германские по ТТХ, вышли на уровень мировых стандартов. Однако к 1938 г. это превосходство было потеряно, поскольку пока было невозможно компенсировать общее превосходство немецкой индустрии в культуре производства, в производстве важнейших агрегатов, в развитии смежных отраслей индустрии. Основу истребительной мощи люфтваффе составляли цельнометаллические истребители. СССР делал упор на производство композитивных истребителей. Использование вместо металла пропитанной специальным составом древесины снижало не только стоимость, но и боевые параметры самолета. «Гонка», в которой СССР играл роль догоняющего, сохранялась практически всю Великую Отечественную войну.
Несмотря на такое положение, то, что не могли решить советские авиаконструкторы, компенсировали советские производственники. Это позволило обеспечить и сохранить превосходство в отношении объема авиавыпуска в сравнении с Германией.
Таким образом, форсированное развитие и повышенный интерес со стороны руководства привел к тому, что авиаиндустрия к 1939 г. превратилась в ведущую отрасль оборонной промышленности. К началу Второй мировой войны авиапром был выделен в профильное ведомство – Наркомат авиационной промышленности. Новым руководством предполагалось начать масштабные работы по расширению отрасли, однако эти планы были радикально урезаны в связи с нехваткой средств. Тем не менее, развитие было подстегнуто сведениями о якобы существующем отставании в темпах авиавыпуска от Германии. Совершенно очевидно, что авиастроительная промышленность действительно прошла через период бурного расширения, но этот процесс не был планомерен, как предполагалось, а проходил в режиме аврала.
С началом Второй мировой войны СССР резко форсировал развитие авиапромышленности, что не беспокоило германское руководство, по мнению которого наличного выпуска германских самолетов вполне хватало. Однако в первые годы войны СССР явно доказал превосходство своих темпов. Так, несмотря на тяжелые потери советских ВВС в летнюю компанию 1941 г., уже к началу контрнаступления под Москвой зимой 1941 – 1942 гг. советские ВВС имели превосходство над германскими, а летом 1943 г. советская авиация уже превосходила авиацию противника вдвое.
Несмотря на то, что в период войны многие предприятия были эвакуированы, 94% предприятий оказались в зоне боевых действий и прифронтовой зоне, советский авиапром сумел выдержать темпы производства.
Советское руководство направляло свою политику не только на увеличение темпов производства, но и на улучшение ТТХ самолетов. Так, с увеличением производства авиатехники, вследствие процесса которого обнаружилась ограниченность экстенсивного наращивания отрасли: требовался переход на новые технологические методы производства – поточную и конвейерную сборку, массовую механизацию клепальных и сварочных работ, плазово-шаблонный метод и т.д.
Затяжка с их освоением вызвала некоторую стагнацию отрасли. Лишь накануне Великой Отечественной войны началось эффективное внедрение новых методов, которые, вкупе с авральными методами работы авиапромышленности, примененными в 1939 – 1941 гг., обеспечили грандиозный скачок в производстве самолетов и моторов накануне войны. На усовершенствование ТТХ огромное влияние оказало не только детальное знакомство советских авиаконструкторов с технологиями различных стран (в первую очередь, Германии), но и сама война, в процессе которой многие самолеты были усовершенствованы, исходя из тактики ведения воздушного боя. Совершенно очевидно становится, что не столько тактика изменялась под воздействием принимаемых усовершенствований, сколько изменялись сами самолеты.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
Опубликованные документы
1. Отчет Комитета обороны при СНК от 2 октября 1939 г. // http://www.oldgazette.ru/trud/26051939/text1.html.
2. Отчет заседания Технического совета НКАП 27 декабря 1939 г./ РГАЭ, ф.8044, оп.1, д.6917, л.3// История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. Документы и материалы. 1900-1963. - М.: Новый хронограф, 2004. – 831с. - С. 344 – 348.
3. Отчет Московского управления НКВД на авиационном заводе № 2//
История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. Документы и материалы. 1900-1963. - М.: Новый хронограф, 2004. – 831 с. - С. 425 – 428.
4. Отчеты НИИ ВВС об осмотре немецких самолетов // РГВА, ф.4, оп.14, д.2634, л.10// Русский архив: Великая Отечественная: Том 13 (2-3). Приказы Народного комиссара обороны СССР (1943 - 1945 гг.) // М.: Терра, 1997. С.132 – 134, 210 – 215, 218 – 223.
5. Отчетный доклад И. В. Сталина НА XVIII ПАРТИИ О РАБОТЕ ЦК ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК., ч. 2 – М.: Государственное издательство политической литературы., 1953. – 1204 с. – С. 879 – 885.
6. Письмо М. М. Кагановича – Н. И. Ежову от 13 марта 1938 г.// http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/xviiconvention_k.shtml.
7. Письмо Л. П. Берия – И. В. Сталину от 16 июля 1944 г.// http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/xviiconvention_k.shtml
8. Постановление Политбюро ЦК «О развитии авиамоторных заводов»// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК., ч. 2 – М.: Государственное издательство политической литературы., 1953. – 1204 с. – С. 889 – 895.
9. Постановление ЦК ВКП (б) о создании специальной комиссии по строительству авиазаводов // АПРФ. ф.3, оп.50, д.658, с.18-23.
10. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17 августа 1940 г. «Об организации производства самолетов и моторов на юге»// АПРФ. ф.3, оп.50, д.658, с. 25 – 29.
11. Решения XVIII конференции ВКП (б) о введении специальных должностей в авиапромышленности // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК., ч. 2 – М.: Государственное издательство политической литературы., 1953. – 1204 с. - С. 940 – 946.
12. Специальный отчет по испытанию немецких самолетов, начальника НИИ ВВС А. И. Филина по результатам испытаний немецких самолетов от 1940 г. // РГВА, ф.24708, оп.9, д.588/ Русский архив: Великая Отечественная: Том 13 (2-3). Приказы Народного комиссара обороны СССР (1943 - 1945 гг.). – М.: Терра, 1997., С. 232.
13. «Спецсообщение» в правительство комиссара Государственной Безопасности 3-го ранга Минаев // Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7515. Оп. 1. Д.27., С. 117 – 119.
14. Рекомендации НИИ по серийному производству Jumo-205 // РГВА, ф.24708, оп.8, д.433, л.86// Русский архив: Великая Отечественная: Том 13 (2-2). Приказы Народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. - 1942 гг. – М.: Терра, 1997. С. 212 – 218.
Мемуары
1. Голубев, Г. Г. В паре с «Сотым» / Г. Г. Голубев. – М.: ДОСААФ, 1974. // http://lib.rus.ec/b/19543/read .
2. Захаров, Г. Н. Я – истребитель / Г. Н. Захаров. – М.: Воениздат, 1986 // http://militera.lib.ru/memo/russian/zaharov/index.html .
3. Зимин, Г.В. Истребители / Г. В. Зимин. – М.: Воениздат, 1988. - 432 с.
4. Ильин, Н. Г. В боях за чистое небо: Боевой путь 106 гвардейского истребительно-авиационного полка в годы войны / Н. Г. Ильин. – М.: Патриот, 2002. - 223 с.
5. Кербер, Л. Л. Туполевская шарага / Л. Л. Кербер. – Белград, 1971 // http://militera.lib.ru/memo/russian/kerber_ll/index.html .
6. Кузнецов, В. А. Серебряные крылья / В. А. Кузнецов. – М.: Воениздат, 1972. - 200 с.
7. Куманев, Г.А. Рядом со Сталиным / Г. А. Куманев. – М. Смоленск: Русич, 2001. - 528 с.
8. Петров, И.Ф. Авиация и вся жизнь / И. Ф. Петров. – М.: Изд. отдел ЦАГИ, 1992. - 95 с.
9. Покрышкин, А.И. Познать себя в бою / А. И. Покрышкин. – М.: ДОСААФ, 1986. - 477 с.
10. Селяков, Л.Л. Тернистый путь в никуда / Л. Л. Селяков. – М.: 4 - филиал Воениздата, 1997. - 256 с.
11. Стефановский, П. М. Триста неизвестных / П. М. Стефановский. – М., 1973. // http://militera.lib.ru/memo/russian/stefanovsky/title.html .
12. Тростянский, А.Г. Записки конструктора / А. Г. Тростянский. –
М.: Московский писатель, 1998. - 143 с.
13. Черток, Б.Е. Ракеты и люди. - М.: Машиностроение, 1999. - 416 с.
14. Шахурин, А. И. Крылья победы / А. И. Шахурин. – М., 1990 // http://militera.lib.ru/memo/russian/shahurin/index.html.
15. Яковлев, А.С. Цель жизни / А. С. Яковлев. – М.: Политиздат, 1972. - 623 с.
16. Решетников, В. В. Обреченные на подвиг / В. В. Решетников. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 320 с.
II. Литература
1. Авдеенко, П. Советское самолетостроение в годы предвоенных пятилеток (1929-1940 гг.)/ П. Авдеенко // Военно-исторический журнал. 1974. №7. - С. 84.
2. Алексеенко, В.И. Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны / В. И. Алексеенко // http://publ.lib.ru/ARCHIVES/A/\'\'Aviaciya_i_kosmonavtika\'\'/_\'\'Aviaciya_i_kosmonavtika\'\'.html/
3. Алябьев, А. Хроника воздушной войны. Стратегия и тактика. 1939–1945 гг. / А. Алябьев. – М.: Центрполиграф, 2006. - 543 с.
4. Анищенков, П.С., Шуринов, В.Е. Третья воздушная / П. С. Анищенков, В. Е. Шуринов. – М.: Воениздат, 1984. - 192 с.
5. Болотин, Д.Н. Советское стрелковое оружие / Д. Н. Болотин. – М.: Воениздат, 1990. - 383 с.
6. Быстрова, И. В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы) / И. В. Быстрова. – М.: Институт российской истории РАН, 2006. - 704 с.
7. Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-е-40-е гг.): Сб. ст. - М., 1999. - 343 с.
8. Вторая Мировая война. 1939 – 1945. Т. II. – М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1974. - 480 с.
9. Вторая Мировая война. 1939 – 1945. т. III.– М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1974. - 504 с.
10. Вознесенский, Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны / Н. А. Вознесенский. – М.: Госполитиздат. 1960. - 192 с.
11. Волков, А.А. Советская авиапромышленность и ВВС РККА в годы репрессий 1937-1941/ А. А. Волков // http://artofwar.ru/w/wolkow_a_a/text_0010.shtml .
12. Воронин, В., Колесников, П., Советские истребители Великой Отечественной войны / В. Воронин, П. Колесников. – М.: Издательство ДОСААФ, 1986. - 56 с.
13. Гончаров, В. Превосходство в воздухе / В. Гончаров // www.airwar.ru.
14. Зарецкий, В.М. ВВС Красной Армии: накануне и в годы Великой Отечественной войны / В. М. Зарецкий // Военно-исторический. - М., 2001. - № 11. - С. 21-27.
15. Зефиров, М., Дегтев, Д. «Лаптежник против «черной смерти» / М. Зефиров, Д. Дегтев. – М.: АСТ, 2008. - 591 с.
16. Ионов, П. П. Истребительная авиация / П. П. Ионов. – М.: Воениздат, 1940. - 148 с.
17. История металлургии легких сплавов в СССР. 1917-1945 г. М.: Наука, 1983. - 389 с.
18. История СССР с древнейших времен и до наших дней, т. X. – М.: Наука, 1967. – 502 с.
19. Кен, О.Н. Мобилизационное планирование и политические решения. Конец 1920 – середина 1930-х / О. Н. Кен. – М.: ОГИ, 2008. - 512с.
20. Кожевников, М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. / М. Н. Кожевников. – М.: Наука, 1977. - 432 с.
21. Косминков, К.Ю. История конструкция самолетов 1938 – 1950 г. – М.: Машиностроение, 1994. - 435 с.
22. Костырченко, Г.В. От Главкоавиа ВСНХ до Наркомата авиационной промышленности / Г. В. Костырченко // Авиационная промышленность. 1985. №5. С. 5 – 11.
23. Костырченко, Г.В. Из истории становления советской авиационной промышленности / Г. В. Костырченко // Авиационная промышленность. 1988. №8. С. 7 – 12.
24. Кравченко, Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / Г. С. Кравченко. – М., 1970. - 345 с.
25. Корнюхин, Г.Ф. Воздушная война СССР. 1941 г. / Г. Ф. Корнюхин. – М.: Вече. 2008. - 416 с.
26. Котлобовский, А., Блащук, В. Ла-5ФН с точки зрения Люфтваффе // Аэрохобби. 1993. № 1. - С. 25 - 27
27. Кузнецов, С. Первый Як / С. Кузнецов.– М.: Любимая книга, 1995. - 134 с.
28. Красов А. Эволюция воздушного боя истребителей / А. Красов // www.airwar.ru.
29. Литвин, А. Г. Сломанные крылья Люфтваффе / А. Г. Литвин // Авиация и космонавтика. – 1998. - № 7, 8. - С. 5 – 11; 8 – 12.
30. Медведь, А., Хазанов, Д. Бумажный тигр ВВС РККА / А. Медведь, Д. Хазанов // Авиация и Время 1996. №4. - С.2-12.
31. Мельтюхов, М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1031 – 1941 (Документы, факты, суждения) / М. И. Мельтюхов. – М.: Вече, 2000. - 545 с.
32. Минаев, В. Подрывная работа иностранных разведок в СССР. (Часть первая). — М.: Воениздат НКО СССР, 1940 //http://militera.lib.ru/h/minaev_v/index.html
33. Мухин, М.Ю. Авиапромышленность в СССР в 1921 – 1941 годах / М. Ю. Мухин. – М.: Наука, 2006. - 314 с.
34. Маслова, М., Маслов, М. Военная техника. Истребитель И-16 / М. Маслова, М. Маслов. – М.: Экспринт, Цейхгауз, 2005. - 50 с.
35. Маслова, М., Маслов, М. Истребитель И-15бис. – М.: Русское авиационное общество, 2003. - 54 с.
36. Маслова, М., Маслов, М. Истребитель И-153 «Чайка» / М. Маслова, М. Маслов. – М.: Экспринт, Цейхгауз, 2005. – 48 с.
37. Маслов, М. Истребитель И-16. Норовистый «ишак» сталинских соколов / М. Маслов. – М.: ЭКСМО, 2008. - 176 с.
38. Оружие Победы: Оборонная промышленность СССР в годы войны, 1941- 1945 / под общ. ред. В.Н. Новикова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987. - 509 с.
39. Подрепный, Е.И. Реактивный прорыв Сталина / Е. И. Подрепный. – М.: ЭКСМО, 2008. - 576 с.
40. Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 (по материалам IX военно-научной конференции ВВС). – М.: Издательство Министерства обороны, 1986. - 210 с. // http://militera.lib.ru/h/vvs_1/index.html .
41. Романов, Д.И. Оружие воздушного боя / Д. И. Романов // http://www.airforce.ru/history/romanov/chapter4/page3.html .
42. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат. 1968. - 437 с. http://militera.lib.ru/h/vvs_1/index.html.
43. Суходеев, В.В. Сталин. Военный гений / В. В. Суходев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 415 с.
44. Симонов, Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы / Н.С. Симонов. – М.: РОССПЭН, 1996. - 335 с.
45. Самолетостроение в СССР. 1917-1945 гг. Кн. 2. // гл. редактор академик Г. С. Бюшгенс; редактор-составитель К. Ю. Косминков– М.: Изд. отдел ЦАГИ. 1992, - 488 с.
46. Смирнов, А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне / А. Смирнов. – М.: АСТ, 2006. - 620 с.
47. Соколов, А.К. НЭП и военная промышленность Советской России / А.К. Соколов // Экономическая история. Ежегодник 2003. - М.: РОССПЭН, 2003. - 600 с.
48. Творцы победы: от рядового до маршала // Сост.: Костерин С. Н., Михайлов Н. Н. – М.: Сов. Россия, 1987. - 320 с.
49. Тыл советских вооруженных сил в Великой отечественной войне / / Под. ред. С.К. Куркоткина. – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1977. - 558 с.
50. Тимохович, И.В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне / И. В. Тимохович. – М., Воениздат, 1976 // http://militera.lib.ru/science/timohovich/index.html .
51. Федоров, А. Г. Авиация в битве под Москвой / А.Г. Федоров. – М.: Наука, 1975. - 344 с.
52. Хазанов, Д., Медведь, А. МиГ-3. Первый фронтовой высотный истребитель / Д. Хазанов, А. Медведь. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2007. - 112 с.
53. Хейуорд, Дж. Остановлены под Сталинградом / Дж. Хейуорд.– М.: Военная литература. – 2005. - 320 с.
54. Хлопотов, О.Д. История военной авиации от первых летательных аппаратов до реактивных самолетов / О. Д. Хлопотов.– СПб: Полигон, 2004. - 421 с.
55. Чадаев, Я.Е. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945) / Я. Е. Чадаев. – М.: Мысль, 1985. – 493 с.
56. Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938 – 1950 гг. / В. Б. Шавров. – М.: Машиностроение, 1988. - 568 с.
57. Швабедиссен, Вальтер. Сталинские соколы: анализ действий советской авиации 1941 – 1945 гг. / Вальтер Швабедиссен. – М.: АСТ, 2006. - 203 с.
58. Широкорад, А.Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк. / Под общ. ред. А.Е. Тараса / А.Б. Широкорад. – Минск: Харвест, 1999. - 560 с.
59. Шумихин, В.С. Советская военная авиация. 1917-1941 гг. / В. С. Шумихин. – М.: Наука, 1986. - 288 с.
60. Якубович, Н. А. Истребители Яковлева / Н. А. Якубович. – М.: ЭКСМО, 2008. - 448 с
61. Якубович, Н.А. Истребители Лавочкина. Сломавшие хребет Люфтваффе / Н. А. Якубович. – М.: Яуза, 2008. - 416 с.
III. Интернет-ресурсы
1. http://rus.air.ru/index.html .
2. http://combatavia.info/razvl691.html .
3. http://www.soldiering.ru/avia/.
4. www.airwar.ru.
5. http://militera.lib.ru/h/index.html.
6. http://air-force.name/.
7. http://www.farposst.ru/category/air_ww2.
8. http://www.soldat.ru/doc/.
9. http://www.airpages.ru/dc/gs_doc.shtml.
10. http://www.hrono.info/libris/stalin/14-27.html.
11. http://www.istorya.ru/book/ww2/142.php.
12. http://www.rkka.ru/analys/oboronka/oboronka.htm.
13. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/A/\'\'Aviaciya_i_kosmonavtika\'\'/_\'\'Aviaciya_i_kosmonavtika\'\'.html.
3,000 руб.