Введение
Одной из важнейших тем в изучении Истории Средних веков является рассмотрение доктрины светской власти в Византии и в странах Западной Европы, поскольку специфика данного исторического периода определена огромным влиянием религии не только на сознание масс, а также на экономику и политику в государстве. Распределение влияние между духовенством и светскими властями, боровшимися за доминирующее положение в управлении государством, определяло как внутреннюю, так и внешнюю политику государств. Помимо этого, главенство той или иной силы показывало жизнеспособность политического образования.
Данная тема является актуальной, поскольку именно направление политики государства по отношению к церкви и положение последней, определили их дальнейшее развитие и его формы. Так известно, что смешение религиозной и политической власти, и даже превалирование власти религиозной, приводит к отсутствию успехов во внешней политике и дезорганизации в работе внутренних государственных структур. Довольно часто приоритеты религии расходятся с приоритетами государства и история Византии красноречиво об этом свидетельствует.
Вследствие этого основными целями данной контрольной работы являются рассмотрение следующих вопросов:
1. истоки и традиции верховной власти в странах Западной Европы и в Византии;
2. отношения между светской и духовной властью;
3. борьба между церковью и государством;
4. итоги этой борьбы.
В ходе работы были использованы следующие работы.
Доктрина отношений светской и религиозной власти в Византии был описана и проанализирована с помощью книги французского исследователя Шарля Диля «История Византийской империи», представляющая собой полное и последовательное изложение истории Византии.
Помимо этого, при изучении отношений церкви и государства в Византии была использована работа Литаврина В.И. «Византийской общество и государство», а именно его данные о положении и правах духовенства.
Вопрос об распределении власти в Западноевропейских государствах и борьбе за инвеституру был изучен при помощи работы Неусыхина А.И. «Проблемы европейского феодализма», в которой подробно рассмотрена помимо других вопросов, тема борьбы за инвеституру. Лозинский С.Г. с своей монографии «История папства» дает последовательную истории и анализ зарождения папства и его влияния на политическую сферу с начала своего возникновения до конца XIX века.
Книга Жака Ле Гоффа «Цивилизация Средневекового Запада» дает информацию об основных особенностях средневековой цивилизации. В центре внимания этого произведения лежит множество вопросов, главными из которых является материальная жизнь, характеристика социальной системы.
750 руб.
План
Введение
1. Отношения светской и духовной власти в странах Западной Европы
2. Отношения светской и духовной власти в Византии
Заключение
750 руб.
Заключение
В процессе изучения данной темы становится очевидным, что и в Византии и в странах Западной Европы происходили сходные процессы. Церковь, пытавшаяся отделиться от государства и даже стать главенствующей силой, в Западной Европе, благодаря политике королей скопила огромные финансовые и земельные богатства, вследствие чего могла осуществлять свою политику, принуждая королей, если не полностью следовать выработанной ей политике, то идти на компромисс с ними. Такое положение, во многом, было обусловлено прежним языческим обоснованием власти короля и существовавшей ранее военной демократией, при которой народное собрание, являвшееся одновременно и народным ополчением могло воздействовать не только на решения вождя, но и на его избрание или смещение. Христианство, которое, по сути дела, было инородным внедрением в варварские общества, привело к уничтожению прежней доктрины обоснования власти. Но, поскольку, варварские короли были, прежде всего, военными вождями, церковь не смогла первоначально поддержать королевскую власть. Королевская власть уже не поддерживалась языческой мифологией, но и христианство было еще слабо, по причине того, что в народе языческие элементы в народе изжиты еще не были. Отсутствие четкой, сильной королевской власти привела к центробежным явлениям в государствах Западной Европы. В результате этого короли были вынуждены более обратить более пристальное внимание на возрастающую популярность и силу религиозного убеждения христианства. Однако западноевропейские короли, желая привлечь духовенство на свою сторону щедро раздавали не только земли, но и иммунитетные пожалования, что приводило к скапливанию в их руках огромных средств. Но возрастающая власть церкви не была желательно для королей, по причине того, что, желая поддержки церкви, они не желали ей подчиняться. Это выразилось в возникновении инвеституры, которая являлась актом ввода во владение духовным званиям, архиепископам, епископам и аббатам, включающая в себя не только управление землями и зависимыми людьми, но и утверждение в духовном сане. Наличие инвеституры означало право короля назначать и утверждать в должности епископат и аббатов.
Естественно, такая зависимость духовенства от светской власти не могла устроить церковь. Так возникло клюнийское движение, основной целью которого было усилить церковь и поднять ее моральный авторитет. В результате борьбы клюнийского движения со светской властью, государство было вынуждено пойти на компромисс, выраженный в Вормском конкордате (1122). Согласно Вормскому конкордату король совершал светскую инвеституру, а духовенство – духовную. В Италии и Бургундии введение в инвеституру проходило без участия короля или его представителей, которые через полгода проводили светскую инвеституру, ставшую чисто формальным актом. Так государство было побеждено церковью.
В Византии при всей схожести общих тенденций, были и весьма существенные различия. Прежде всего, они заключались в самой доктрине власти императора, который был с самого начала избранником божьим, отмеченным благодаря миропомазанию божественной инвеститурой, наместником бога на земле. Император в Византии активно участвовал в духовных делах, поскольку являлся религиозным авторитетом. Таким образом, в Византийской империи существовало смешение религии и политики, что приводило в кризисных ситуациях ко взаимопроникновению. Церковь находилась в подчиненном государству положении, что не могло ее устраивать. Могущество церкви постепенно возрастало, но оно опиралось не на покровительство короля (как в западноевропейских странах), оно скопило свои богатство не за счет иммунитетных пожалований. Могущество византийской церкви основывалось на развитии монашества, существовании большого количества богатых монастырей, которые обогатились за счет религиозного рвения верующих, огромное влияние на которых оказывали монахи, которые пользовались огромным авторитетом и уважением.
Огромное количество монастырей и их богатства, количество которых неуклонно росло, создали в государстве экономическую и политическую угрозу. Опасность заключалась в том, что, используя иммунитетные грамоты на свои владения, церковь уменьшала доходы казны (что также сходно с ситуацией в Западной Европе). Помимо этого в монастыри уходило огромное количество людей, что приводило к сокращению как земледельцев и солдат, так и чиновников.
В связи с таким положением дел правителям Исаврийской династии была предпринята мера борьбы, названная иконоборчеством. В течение долгого времени то иконоборцы, то иконопоклонники одерживали победу. Но в итоге, церковь осталась подчиненной императору.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что, несмотря на схожесть процессов, противостояние церкви и государство привело к различным расстановкам сил и различным результатам, которые по своей сути были обусловлены самой доктриной власти и их различиям в Византии и в странах Западной Европы.
750 руб.
Список литературы:
1. Диль Ш. История византийской империи. – Гос. изд-во Иностранной Литературы., 1948
2. Лозинский С.Г. История папства. – М., 1986
3. Литаврин. Византийской общество и государство.
4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992
5. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. – М., 1974
750 руб.