Германцы – племена индоевропейской языковой группы, занимавшие до Переселения народов земли между Северным и Балтийскими морями, Рейном, Дунаем, Вислой и Южной Скандинавией. Несмотря на то, что германские племена оказались в поле зрения античного мира довольно поздно (222 г. до н.э.), они приняли активное участи во многих исторических процесса раннесредневекового общества.
Римляне в стремлении завоевать и присоединить к своей империи новые земли, прибыли в Европу, где столкнулись с множеством варварских племен, одним из которых, но не маловажным по значению, были племена древних германцев.
Плодом столкновения римлян с германцами стали произведения, описывающие не только войны с этими варварскими племенами, но и их быт, общественную организацию, хозяйственное устройство, религию.
Несмотря на некоторую путаницу и ошибочность сведений, данных римскими авторами, эти произведения очень ценны, поскольку позволяют проследить изменение древнегерманского общества. Вследствие этого, изучение хозяйства и общественной жизни древних германцев, активно участвующих в исторических процессах, приведших к разрушению старого рабовладельческого мира и началу зарождения феодализма, является важной темой истории Средних веков.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ и сопоставление данных о древних германцах, которые особенно полно освещены в произведениях Гая Юлия Цезаря «Записки о галльской войне» (58 – 50 гг.) и Публия Корнелия Тацита «О происхождении германцев и местоположении Германии» (ок. 98 г.). В ходе изучения источников автором предполагается провести критику данных произведений, поскольку содержащаяся в них информация не всегда соответствует действительности или неверно истолковывается авторами, чуждыми германской культуре. Поэтому очень важно выяснить источник сведений Цезаря и Тацита о германцах, цели, с которыми те писали о них, влияние собственного мировоззрения авторов в оценке жизни древних германцев.
Помимо этого, целью работы является изучение хозяйствования германцев, выделение его основных отраслей, принцип, по которому происходило разделение труда, выяснение наличия или отсутствия торговли.
1,200 руб.
План
Введение
1. Древние германцы по данным Цезаря:
а) основные занятия германцев;
б) земледелие и землепользование;
в) общественный строй;
г) религиозные представления.
2. Древние германцы по данным Тацита:
а) изменения в хозяйственной жизни древних германцев от Цезаря до Тацита;
б) изменение в характере землепользования;
в) изменение в общественном строе и организации управления;
г) военное дело и роль войны в эволюции германского общества.
Заключение
1,200 руб.
В результате изучения данной темы стало возможным сделать следующие выводы.
Исходя из сведений Цезаря, германцы времени его наместничества в Галлии (58 – 50 гг.) являлись полукочевым народом, чье хозяйство было основано на скотоводстве и охоте. Земледелие играло важную, но не главенствующую роль. В связи с полукочевническим образом жизни и большим количеством свободной земли частнособственнические отношения у них отсутствуют. Ежегодно, вследствие истощения пастбищ, они вынуждены переходить в другое место, что приводит к строительство легких и скромных жилищ.
Германцы разделены на племена, внутри которых существуют кровнородственные отношения. Эти многочисленные племена не образуют политического единства и часто воюют не только с племенами других языковых групп но и между собой.
Основным занятием племени являются военные акции, в результате которых не только присваиваются богатства другого племени, но и расширяются земельные угодья.
Во время планирования или ведения наступательной или оборонительной войны, избираются должностные лица, которые получают право распоряжаться жизнью и смертью членов племени. В мирное время правительства у древних германцев не существует. Творят суд и улаживают споры старейшины отдельных областей и округов.
Несмотря на то, что племена живут раздроблено существуют мелкие самодовлеющие кровные соединения – gentes и cognationes, с своими собственными начальниками и старейшинами – magistratus и principes» Principes по Цезарю – это главы кровнородственных соединений, чья власть покоится на традиции.
Magistratus – является выборной властью, возможно, что это те из principes, чья власть добровольно признана группой кровных соединений.
Существовали такие кровные подразделения племени как pagi и vici (деревни).Также у германцев были и укрепления (oppida), в которых укрывались в минуты опасности, что, однако, мало подтверждает оседлость германцев времени Цезаря. Деревенские же постройки были таковы, что их можно было либо перевезти, либо покинуть без особого ущерба. Германцы не обитали в одном месте более года. Ежегодно, согласно решениям magistratus и principes, каждому кровному объединению отводилось определенное место для жительства
У Цезаря отсутствует упоминание о рабах. Также он пишет о слабом развитии обмена.
Однако, уже видны и явные черты разложения первобытнообщинного строя, о которых свидетельствует наличие влиятельной знати, могущественных вождей с сильными дружинами, грабительские войны.
Таким образом, Цезарь в своем произведении дал яркую картину полукочевого народа, переходящего к земледелию.
Что касается религиозных представлений, то, если верить Цезарю, они не представлены ни в виде какой бы то ни было организованной мифологической системы или ритуальных действий; также он отмечает отсутствие жреческого сословия. Религиозными представлениями у них является поклонение богам в виде солнца, огня, луны – тем силам природы, которые они способны видеть собственными глазами и в благоприятном влиянии которых могут убедиться. Жертвоприношения, по свидетельству Цезаря, у германцев не распространены.
По прошествии 150 лет, Тацит уже писал следующее.
Так он свидетельствует о том, что от полукочевого образа жизни германцы переходят к оседлости. Скотоводство по-прежнему играет большую роль, в то время как повышается и роль земледелия. Скот, как и во времена Цезаря, является главным богатством германца.
Однако Тацит пишет о существовании как внутренней торговли, которая носит меновый характер, так и внешней торговли, осуществляющейся уже посредством денег (римских монет).
Владение землей автор характеризует как общинное: земля распределяется по количеству землевладельцев, затем она делится между собой по силе каждого члена семьи.
Государственность по-прежнему отсутствует, но все чаще происходят объединения племен в племенные союзы под воздействием внешней угрозу, но по причине отсутствия единства власти, они быстро распадаются. Вожди имеют власть над людьми, скорее в силу примера, вызывая их восхищение своей доблестью и отвагой. Только жрецы могут карать смертью и налагать оковы, делают они это не по своему желанию и распоряжению правителя, а по повелению Водана – бога, который присутствует среди воинов во время сражения. Это свидетельствует о развитии жреческого сословия и наличие у него определенной власти.
1,200 руб.
Источники:
1. Плутарх. Избранные жизнеописания. – М., 1990.
2. Страбон. География: В 17-ти книгах. –М. 1964. – кн. 4, 7.
4. Тацит Корнелий. Анналы. – М. 1993. – т.1.
5. Тацит Корнелий. История. – М. 1993. – т.2.
6. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местонахождении Германии. – М. 1993. – т. 2.
7. Цезарь Гай Юлий. Записки о галльской войне.//Хрестоматия по Истории Средних веков. – М., 1961
Список литературы:
1. Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М.: «Наука», 2000. – 540 с.
2. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского Средневековья. Изд-во Академии наук СССР., 1960. – 406 с.
3. Гревс И.М. Тацит . – М.-Л., 1946.
4. Кнабе Г.С. Понимание культуры в Древнем Риме и ранний Тацит//
История философии и вопросы культуры. – М., 1975.
5. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит: Время. Жизнь. Книги. – М., 1981.
6. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Изд-во Ленинградского университета., 1955 – 372 с.
7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: «Прогресс»., 1992. – 352 с.
8. Мифы народов мира. – М., 1976.
9. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974
10. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918. М., 1959. – 356 с.
11. Торссон Эдред. Северная магия. Киев: «София»., 1997 254 с.
1,200 руб.