Введение
В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Строго говоря, именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как «первонауки» к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, — это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. [5, с. 47]
Сократ (469—399 до н.э.) — древнегреческий философ. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 г. до н. э.
Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своем творчестве выражал характерные особенности их философской деятельности. Сократ не признает проблем, которые занимали философов тех времен: природа, ее первоначала, мироздание и т.п. не интересовали его. По Сократу, философия должна заниматься человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это было главным содержанием бесед Сократа. [1, с. 317]
750 руб.
План
Введение
1. Основные направления философии сократовского периода.
2. Общее понятие софистики.
3. Характерные черты философии софистов.
4. Софизм как основной логический прием софистов.
5. Значение деятельности софистов.
6. Философия Сократа о человеке (понятие свободы, счастья).
7. Парадоксы сократовской этики.
8. Теология Сократа.
9. Диалектический метод Сократа и его цель.
10. Сократ и обоснование логики.
Заключение
Список литературы
750 руб.
Заключение
Человек и сознание — вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами.
Софистов справедливо называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. [2, с. 104]
Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания понятий «справедливость», «добро» и т. д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Отыскивание знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками само по себе создавало как бы особые этические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. [2, с. 107]
Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа, — совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание как обуздывать страсть);
2) храбрость (знание как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Ему было предъявлено обвинение в том, «что он не чтит богов, которых чтит город, и вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Он был приговорен к смерти и выпил яд — цикуту. [5, с. 53]
Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый — традиционный — фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций — «нигилиста» и разрушителя авторитетов. [2, с. 108]
750 руб.
Список литературы
1. Блинников Л. В. Великие философы: учебный словарь-справочник.- 2-е изд.- М.: Логос, 1999.- 432 с.;
2. История философии: учебник для вузов / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 736 с.;
3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 5-е изд.- М.: Логос, 2006.- 376 с.;
4. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. 3 Н – С / Ин-т философии РАН; В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин и др.- М.: Мысль, 2001.- 692 с.;
5. Радугин А. А. Философия: курс лекций.- 2-е изд.- М.: Центр, 2004.- 336 с.;
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность.- СПб.: Петрополис, 1997.- 336 с.;
7. Философия: учебник для вузов / Под ред. В. Н, Лавриненко, В. П. Ратникова.- 3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 622 с.;
8. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина.- М.: Гардарики, 2006.- 1072 с.
750 руб.