Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и современных культурно-досуговых центров. Такие условия функционирования некоммерческих организаций культуры в России создали крайне неблагоприятные предпосылки для их развития.
Основная задача центра культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Однако в сложившихся условиях перед организациями культуры встают задачи поиска различных источников финансирования, диверсификации деятельности и др. Наиболее остро эти задачи стоят перед государственными учреждениями культуры.
В то же время действующий механизм управления некоммерческими организациями культуры не отвечает новым требованиям времени. Это относится к маркетинговому подходу в их работе, системе привлечения негосударственных источников финансирования, организации коммерческой деятельности и др. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых управленческих технологий.
Актуальным в связи с этим становится совершенствование организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры. Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий и учреждений. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в форми-ровании технико-экономических и иных параметров продукции и услуг. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности учреждений.
Структура управления учреждения культуры тогда будет успешной, если она будет построена таким образом, чтобы не только предвидеть сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Таким образом, совершенствование деятельности культурно-досугового центра в области организации эффективной структуры управления сегодня является актуальной проблемой.
Предмет исследования – процесс управления структурными подразделениями и принятие управленческих решений в учреждении культуры.
Объект исследования – Центр культуры и досуга «Болшево».
Цель работы – совершенствование структуры управления в Центре культуры и досуга «Болшево».
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- освещение теоретических аспектов формирования эффективных организационных структур в современных условиях хозяйствования
- анализ деятельности муниципального учреждения культуры Центр культуры и досуга «Болшево»
- разработка путей совершенствования управления структурными подразделениями муниципального учреждения культуры Центр культуры и досуга Болшево.
В ходе исследования обозначенной проблемы были использованы методы экономико-технического, финансового анализа, методы планирования и прогнозирования, метод экспертных оценок.
По данной теме рассматривались разработки следующих учёных и экономистов: Бухалков М.И., Виханский О.С., Майкл Х. Мескон , Набиев Р.А. и другие, а также источники периодической печати.
3,000 руб.
Оглавление
Введение
1.Теоретические аспекты формирования эффективных организационных структур в современных условиях хозяйствования
1.1. Теоретические основы управления предприятием
1.2.Основные виды организационных структур управления предприятием
1.3 Оценка эффективности структуры управления организацией
2. Анализ деятельности муниципального учреждения культуры Центр культуры и досуга «Болшево»
2.1. Общая характеристика учреждения
2.2.Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятии
2.3. Анализ существующей организационной структуры управления предприятием
3. Пути совершенствования управления структурными подразделениями муниципального учреждения культуры Центр культуры и досуга Болшево
3.1 Внедрение маркетинга как важного фактора повышения эффективности управления учреждением
3.2 Создание дополнительных платных клубных формирований
3.3 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
3,000 руб.
Заключение
Центр культуры и досуга «Болшево» является муниципальным учреждением культуры г. Королева Московской области.
Основной целью деятельности МУК ЦК и Д «Болшево» является удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, другой самостоятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организация его досуга и отдыха.
Анализ показал, что деятельность учреждения в целом является убыточной. Чистый операционный результат в 2006 г. составлял -5080623,19 руб., в 2007 г. убыток увеличился еще на 29,8%, в 2008 г.- на 38,2% по сравнению с 2006 г. и составил -5408591 руб.
В « Болошево» работают 25 секций и кружков по интересам, в которых занимаются почти 600 человек самых разных возрастов. Кружки имеют различную направленность: хореографические, хоровые, вокальные, фольклорные и эстрадные коллективы, а также клубы по интересам.
Целью функционирования системы управления Центра является обеспечение его эффективной работы: увеличение количества оказываемых услуг, повышение качества, привлечение большего числа участников, развитие творческой инициативы, а также заинтересованности и приверженности к учреждению, повышение морального уровня населения города.
Система управления «Болшево» имеет линейно- функциональную структуру, характеризующуюся управляющим воздействием на разработку и принятие решений одним должностным лицом (директором). Между директором и звеньями учреждения функционирует заместитель, который собирает информацию о процессах согласно подчиненности, анализирует ее и подготавливает необходимые данные для директора предприятия. Принимают решения и управляют линейными звеньями руководители отделов.
Непосредственное руководство деятельностью Центра осуществляется директором Центра. Последние 15 лет директором учреждения является Алевтина Глазунова.
В Центре действуют совещательные органы: художественный и методический совет.
В структуре центра культуры и досуга «Болшево» предусмотрены следующие отделы художественного творчества; спортивно-массовый; библиотечно-информационный; культурно-досуговый.
Основным финансовым планом «Болшево» является бюджет, формируемый на год. Бюджет составляется заместителем директора как совокупность потребностей каждого отдельно взятого подразделения. Руководители отделов подают заявки для занесения в бюджет. После согласования с директором они заносятся в бюджет.
Также существуют разнообразные планы организации художественной, спортивно-массовой и культурно-досуговой деятельности, разрабатываемые на год, квартал, месяц руководителями отделов и утверждаемые директором.
Изучение деятельности Центра культуры и досуга «Болшево» в области эффективной организации структуры управления показало, что управление в учреждении осуществляется по-старинке и система давно требует перестройки. Ключевым звеном в структуре является директор, согласование которого необходимо при принятии любых управленческих решений. Это делает структуру не мобильной и не способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Кроме того, для принятия решений руководителю не всегда хватает актуальной информации из-за отсутствия в структуре подразделения, которое бы отвечало за ее своевременное предоставление.
В этой связи одним из направлений совершенствования управления структурными подразделениями Центра досуга и культуры «Болшево» должно стать внедрение маркетингового подхода к управлению учреждением. Затраты составят 23736 руб. Наряду с этим, внедрение маркетинговых принципов в управление Центром сыграет важнейшую роль в повышении эффективности деятельности учреждения. Учреждение, качественно разрабатывающее свою индивидуальную, высокопрофессиональную рабочую программу, неизменно становится более интересным для посетителей и для общества в целом. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволят привлечь интерес частных и корпоративных спонсоров, что, в свою очередь, будет способствует улучшению внутренней работы учреждения и созданию индивидуальной рабочей программы.
Кроме того, основное количество кружков в «Болшево» является бесплатными. При этом наблюдается тенденция к снижению количества платных клубов. Тенденция снижения количества платных клубов влечет за собой уменьшение прибыли учреждения. И хотя главной целью существования МУП «Болшево» не является извлечение прибыли, создание дополнительных платных клубов увеличит прибыль учреждения, которую в последствии можно будет направить на финансирование деятельности бесплатных кружков и проведение различных социальных программ.
Таким образом, еще одной проблемой в деятельности учреждения является то, что в структуре отсутствуют спортивные клубы, несмотря на наличие спортивного зала. Спорт-это важнейшее направление увлечений современных людей и, особенно молодежи. Таким образом, для привлечения в Центр досуга и культуры большего количества посетителей, а также повышения прибыли необходимо создание дополнительных платных секций спортивной направленности. Рекомендуется создание четырех секций: «Спортивные игры», дзюдо и джиу-джитсу, «Пулевая стрельба», «Аэробика».
Наряду с этим в работе Центра выявлено недостаточное количество кружков по работе с детьми дошкольного возраста. В развитие этого важнейшего направления предлагается создать две дополнительные структуры6 дошкольную группу «Непоседы» и логопедическую группу «Дружба».
Прибыль учреждения от предлагаемых мероприятий составит 999 000 руб.
В конечном счете все преобразования в структуре управления учреждением будут способствовать раскрепощению сознания народа, активизации социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширению количества видов и форм художественного творчества, обогащению спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций, исчезновению чувства культурной изоляции, возвращению в культурную память многих художественных ценностей, в целом, преодолению негативных тенденций и процессов, характеризующих сегодняшнюю социокультурную ситуацию, а значит наиболее эффективному достижению основной цели существования Центра досуга и культуры «Болшево».
3,000 руб.
Список использованных источников
1. Баланс главного распорядителя средств бюджета. Муниципальное учреждения г.Королев Московской области за 2006-2008 гг.
2. Отчет о финансовых результатах деятельности. Муниципальное учреждения г.Королев Московской области за 2006-2008 гг.
3. Положения об отделах, должностные инструкции. Муниципальное учреждения г.Королев Московской области.
4. Устав Муниципального учреждения культуры Центр культуры и досуга «Болшево». Утвержден приказом Комитета по культуре Администрации г.Королев Московской области №31 от 05.10.2006 г.
5. Бирман Л.А. Общий менеджмент.-М.: Дело, 2008 г.-336 с.
6. Бухалков М.И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2005. – 416 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 4 -е изд.-М.: Экономистъ, 2006 г.-670 с.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента.-М.: Проспект, 2008 г.- 320 с.
9. Гагарский В. Совершенствование организационной структуры компании// Управление человеческим потенциалом, №4, 2006.-С.19-25
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд.,перераб. и доп.-М.: Юнити, 2007 г.-511 с.
11. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.
12. Законодательство о культуре: Сборник/ Сост. Б. Букреев. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.
13. Зиновьев В. Методика формирования структуры и принципов управления в организационных системах//Менеджмент сегодня, №4, 2002.-С.15-25
14. Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт Основы менеджмента. 3-е издание.-М.: Вильямс ИД, 2007 г.-672 с.
15. Маркетинг. Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с.
16. Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент.-М.: Финансы и статистика, 2009 г.-368 с.
17. Овчинникова Т.И. Место службы управления персоналом в структуре организации// Кадры предприятия, №11, 2003.-С.8-12
18. Организация культуры как нетрадиционный объект хозяйствования // Финансовый бизнес,№8, 2001. – С.23-27
19. Организационная структура предприятий/ Коноков Д.Г., Рожков М.А., Смирнов А.О., Яниковская О.Н.-М.: ИСАРП, 1999. -176 с.
20. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 3. – С.18-21
21. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2. – С.8-14
22. Рогожин С.В., Рогожина Т.В Исследования систем управления: Учебник.-М.: Экзамен, 2005 г.-288 с.
23. Самохина О. Построение организационной структуры и взаимодействия подразделений: опыт проекта//Управленческий учет и финансы, №1, 2009.-С.15-17
24. Самсонов Ю. Новый подход к построению систем управления // Стратегический менеджмент, №3, 2008.-С.26-29
25. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382 с.
26. Учреждения социальной защиты: Направления и порядок работы/ Сост. Сергунькин Н. – М.: Соц. защита, 2000. – 223 с.
27. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями: [Сборник: По состоянию на 29 авг. 2001 г./ Сост. Е.П. Педчак]. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 286 с.
28. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145 с.
29. Щегорцов В.А. Менеджмент: учебник для вузов.-М.: Юнити, 2005 г.-543 с.
30. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом ,№3, 2001.- С.12-15
3,000 руб.