ВВЕДЕНИЕ
За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.
В России проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают исследование действующего избирательного права и законодательства.
Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.
Надо сказать, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского права, входит в составную часть конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных заведениях выделяют в самостоятельную учебную дисциплину. Несомненно, это решение правильно, поскольку право избирать и быть избранными, что изучает данная дисциплина, нам предоставлено Конституцией Российской Федерации, и от того, как компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.
Теоретической основой исследования послужили труды представителей различных отраслей отечественной юридической науки: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, А.А. Вешнякова, В.А. Виноградова, А.В. Иванченко, В.В Игнатенко, Н.М. Колосовой, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Б.А. Страшуна, А.П. Сунцова, Ю.А. Тихомирова и многих других. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию института избирательного права, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.
Целью исследования составляют разработка фундаментальных начал теории современного российского избирательного права, комплексное изучение основных образующих его институтов, а также формирование теоретических положений и конкретных рекомендаций, имеющих прикладное значение для совершенствования избирательного законодательства и практики его применения.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- провести исторический анализ российского избирательного права;
- раскрыть понятие избирательного права Российской Федерации;
- проанализировать принципы российского избирательного права;
- рассмотреть избирательную систему Российской Федерации;
- теоретически обосновать назначение и структуру избирательного процесса, раскрыть юридическое содержание юридическое содержание различных стадий организации и проведения выборов;
-определить понятие, основания и виды юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства, изучить их роль в правовом обеспечении и охране электоральных отношений.
Объектом настоящей работы является общественные отношения и интересы, связанные с реализацией избирательных прав граждан правом в Российской Федерации.
Предметом настоящей работы являются нормы избирательного законодательства, регулирующие порядок избрания в Российской Федерации.
Кроме этого, следует выделить гипотезы настоящей работы.
Во-первых, что избирательное право имеет два основных значения: первое, под избирательным правом совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления; второе, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать и быть самому избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, с одной стороны, избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а с другой стороны, избирательная система – это способ определения того, кто из баллотировавшийся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.
В-третьих, избирательный процесс включает в себя совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
В-четвертых, юридическая ответственность на нарушения избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения и реализации прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. И включает четыре основных вида: избирательно-правовую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющая девять параграфов, заключения, список использованной литературы и приложения.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Избирательное право и избирательные системы в российском государстве……………………………………………..……..7
§1. Понятие избирательного права………………………………………….7
§2. Избирательная система в Российской Федерации……………………14
ГЛАВА 2. Основные стадии избирательного процесса……………….19
§ 1. Назначение выборов………………………..………………….……….19
§ 2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков………..23
§ 3 Избирательные комиссии и порядок их формирования………..…….29
§ 4 Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………….34
§ 5 Понятие предвыборной агитации с позиции ее целей, содержания и участвующих субъектов……………………………………………….……38
§ 6 Правовые основы и организация проведения референдума………....44
§ 7 Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………….....54
ГЛАВА 3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах……………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………86
ПРИЛОЖЕНИЕ
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей дипломной работы, посвященной институту избирательного права, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.
Во-первых, принятие 12 июня 2002 года нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является большим вкладом в развитие избирательной системы Российской Федерации, но на этом останавливаться нельзя.
Во вторых, современное Российское избирательное законодательство, к сожалению еще достаточно противоречиво, особенно это касается законодательства субъектов федерации. Новым Федеральным законом вводится пропорциональная система выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в отношении замещения не менее половины депутатских мандатов, которые распределяются между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями (т.е. политическими партиями), избирательными блоками. Настоящий Федеральный закон устанавливает переходный период до 14 июля 2003 года для того, чтобы привести законодательство в регионах в соответствие с этим требованием. Но данное правило не является обязательным для тех субъектов РФ, где зарегистрировано менее трех региональных отделений общероссийских политических партий. В такой ситуации, как нам кажется, представляется необходимым создать Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» более подробным и детальным, может быть даже с преобразованием его в своего рода Избирательный кодекс, который играл бы роль основного избирательного акта в случае противоречий в избирательных законах на местах.
В-третьих, очевидно, что при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления необходимо понизить процент явки избирателей, поскольку возможны ситуации, когда соответствующие органы просто не будут выбраны.
В-четвертых, полагаем, что введение избирательного залога также более результативно при регистрации кандидатов, чем сбор подписей, который фактически превратился в формализованные действия, выполняемые зачастую специализированными фирмами.
В-пятых, руководствуясь ст.21 Федерального закона об основных гарантиях ЦИК России должна оказывать в большей мере правовую, методическую и организационно-техническую помощь избирательным комиссиям субъектов РФ при проведении региональных выборов. Новый подход ЦИК РФ заключается в формировании и направлении на места комплексных групп в составе представителей нескольких структурных подразделений Аппарата ЦИК России и заслуживает дальнейшего распространения, т.к. позволяет в сжатые сроки оказать действенную помощь по большому спектру вопросов, а также встретиться с более широким кругом организаторов выборов, руководителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, органов местного самоуправления, других участников избирательного процесса. В этой связи представляется необходимым в дальнейшем при формировании комплексных групп от ЦИК России включать в их составы не только членов ЦИК РФ и представителей Организационно-методического, Правового, Контрольно-ревизионного управлений, но и представителей других отделов и управлений Аппарата ЦИК России в зависимости от конкретной ситуации в регионе. Целесообразно, чтобы в 2003 году ЦИК России подготовила для представления в Правительство РФ предложения о совершенствовании взаимодействия системы избирательных комиссий РФ со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и их органами на местах при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ.
В-шестых, недостаточно в настоящее время урегулированы и разработаны вопросы ответственности за нарушение избирательного законодательства. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом было бы создание Избирательного кодекса РФ, который включал нормы, содержащиеся ФЗ \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ\", УК РФ, КоАП РФ, иных нормативно-правовых актах, предусматривающих ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Кроме этого, следует сказать, что поставленные предположения подтверждены настоящей работой.
Во-первых, что избирательное право имеет два основных значения: первое, под избирательным правом совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления; второе, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать и быть самому избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, с одной стороны, избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а с другой стороны, избирательная система - это способ определения того, кто из баллотировавшийся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.
В-третьих, избирательный процесс включает в себя совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
В-четвертых, юридическая ответственность на нарушения избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения и реализации прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. И включает четыре основных вида: избирательно-правовую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.
В заключение хотелось отметить, что в дальнейшем в Российской Федерации надо продолжать осуществление реформы избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
2. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
3. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. газ. – 2003. – 16 янв.
4. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. – 2002. - №51. – Ст.4982.
5. Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст.5497.
6. Федеральный закон РФ от 10 января 2003г. №19-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы // СЗ РФ. – 2003. - №2. – Ст.172.
7. ФЗ«Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995г // СЗ РФ. – 1995. - №31. – Ст. 2990.
8. Закон РФ от 25.06.93 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» // Ведомости СНД и ВС. 1993. № 32. Ст.1227.
9 Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., 2002.
10. Уголовный Кодекс РФ. М., 2003.
11. Указ Президента РФ от 9.08.99 г. № 1014 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ нового созыва» // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст.4049.
12. Указ Президента от 21.09.93 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
13. Постановление Совета Федерации ФС РФ от 05.01.2000 г. № 4-СФ «О назначении досрочных выборов Президента РФ»//СЗ РФ. 2000. № 2. Ст.166.
14. Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 18.02.99 г. № 52-СФ «О порядке формирования Советом Федерации ФС РФ списков кандидатур для назначения на должность членов ЦИК РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст.1107.
15. Постановление ЦИК РФ от 18.12.2001 г. № 145/1325-3 «О Программе развития ГАС РФ «Выборы» на 2001-2004 годы» // Вестник ЦИК РФ. 2001. №11.
16. Постановление ПИК РФ от 12.07.2002г. № 156/1375-3 «О формировании информационных центров в аппаратах избирательных комиссий субъектов РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2002. № 6.
17. Постановление ЦИК РФ от 06.11.97г. № 134/973-11 «Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ» // Вестник ЦИК РФ. 1997. № 9.
18. Постановление ЦИК РФ от 01.11.98 г. № 156/1076-11 «О внесении изменений в Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ» // Вестник ЦИК РФ. 1998. №11.
19. Постановление ЦИК РФ от 14.04.1999 г. № 3/8-111 «О методических рекомендациях о порядке формирования избирательных комиссий субъектов РФ» // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 3 (69). С.96.
20. Постановление ЦИК РФ от 18.08.99 г. № 9/58-3 «О разъяснениях порядка формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ третьего созыва» // Вестник ЦИК РФ. 1999. №9.
21. Постановление ЦИК РФ от 14.01.2000 г. № 69/787-3 «О разъяснениях порядка формирования территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3.
22. Постановление ЦИК РФ от 21.02.2000 г. № 86/1015-3 «О предельном объеме информационных материалов обо всех зарегистрированных кандидатах на должность Президента РФ, размещаемых на плакате в помещении для голосования либо непосредственно перед ним в соответствии с п. 3 ст. 62 Федерального закона о выборах Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ,2000, № 10;
23. Постановление ЦИК РФ от 19.11.99 г. 47/613-3 «О разъяснении некоторых вопросов применения п.З ст. 70 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ в части, касающейся размещения на стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед ним информационных материалов о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам» // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 20.
24. Постановление ЦИК РФ от 01.09.99 г. № 11/74-3 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы» // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 9.
25. Постановление ЦИК РФ от 14.01.2000 г. № 69/788-3 «Об открепительном удостоверении для голосования выборов Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3.
26. Постановление ЦИК РФ от 14.01.2000 г. № 69/785-3 «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3.
27. Постановление ЦИК РФ от 30.11.2001 г. № 144/1320-3 «О содействии ЦИК РФ, органов исполнительной власти, правоохранительных органов избирательным комиссиям субъектов РФ в организации проведения выборов (с Приложением)» //Вестник ЦИК РФ. 2001.
№ 10. С.6.
28. Приказ МВД РФ от 15.09.97 г. № 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 22.
29. Приказ МВД РФ от 26.07.99 г. № 554 «О внесении изменений в Приказ МВД РФ № 605 от 15.09.97 г. «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 37.
Библиография
1. Алахичева Л.Г.Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства // Журнал российского права. 1999. №9. С.9-14.
2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2002.- 752 с.
4. Богданова М.С. О понимании юридической ответственности в современных условиях // Юрист. – 1997. - №7.
5. Веденеев Ю.А., Смирнов В.В. Роль выборов и референдумов в трансформации политической системы // Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997. С.20-21.
6. Выборы Президента РФ. 2000. М.,2000.-320с.
7. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. М.,2000.- 296 с.
8. Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957.
9. Груздева А.П. Понятие и некоторые формы проявления преступлений, совершаемых в условиях избирательного процесса (криминологический анализ) // Следователь. 1999. № 12. С.40-50.
10. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ: история, теория, практика. М., 1996.
11. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Отв. ред. А.В. Иванченко. - М.,,1999.- 856 с.
12. Коваленко А.И. Конституционное право России. - М.,1997,-208с.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.-
М., 1999.-520с.
14. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. М., 2000
15. Колюшин Е.И. Конституционное право России. Курс лекций. М.,1999.-460с.
16. Комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях / Под общ. ред. Сидоренко Е.Н. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2002.- 944 с.
17. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М, 2002. - 880 с.
18. Конституционное право. Отв.ред. Козлов А.Е.- М.,1996.- 464 с.
19. Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 26-34.
20. Князев. С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в РФ: перспективы развития // Журнал российского права. 1999. № 10.
С.36-45.
21. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. №2. С.28-29.
22. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе (Проблемы теории и практики). Автореф. дисс. на соискание уч. ст. док. юрид. наук.
Санкт-Петербург, 1999.
23. Корабельников С. Уголовная ответственность за нарушения избирательного права // Российская юстиция. 1996. № 5. С.23-33.
24. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т.1. СПб., 1912.
25. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000.- №1.
26. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в РФ // Государство и право. – 2001.- №10.
27. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в РФ: проблемы теории и практики. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. док. юрид. наук. Саратов, 2003.
28. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., 2002. – 512с.
29. Мажинская Н.Г. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
30. Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С. 19-25.
31. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. В.В. Лазарев. 3-е изд., доп. и перераб. - М.,2002.-670с.
32. Окуньков Л.А., Крылов Б.С., Постников А.Е. Рассмотрение избирательных споров судами в субъектах РФ. // Журнал российского права. 1999. № 9. С.114-123.
33. Пастухов В. Рецензия на кн.: Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ: история, теория, практика. М., 1996 // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 3-4. С.218.
34. Постников А.В. Избирательное право России. М., 1996.
35. Российская юридическая энциклопедия.- М., 1999.
35. Строительство Советского государства: Сб. статей. М., 1972.
36. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М., 2000.
37. Чиркин В.Е. Российская конституция и международный опыт // Государство и право
3,000 руб.