Введение
В конце 90-х годов XX века Россия в целом и ее отдельные регионы находились в состоянии системного кризиса. Одной из главных причин драматизма ситуации являлся кризис власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Старые принципы формирования и функционирования государственного аппарата были отвергнуты, новые не сформированы окончательно.
Положение усугублялось недостаточностью правовой базы развития государственной службы, отсутствием достаточно полного свода законов государственной службы как на федеральном, так и на региональном уровне. В таких условиях особое значение приобретает исследование в области тех основ, на которых должен базироваться институт государственной службы.
Современное государство характеризуется наличием разнообразных задач и функций, от профессионального и точного осуществления которых зависит существование всей общественно-политической системы. Поэтому в структуру государства должна входить такая его составляющая, как профессиональный корпус служащих, организация и деятельность которого регламентируется законодательными актами. Очевидно, что в данном случае речь идёт об обязательном государственно-правовом институте государственной службы .
Актуальность выбранной мною темы определяется тем, что успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, посредством которых и осуществляются функции государства.
В свою очередь, эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.
Профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов именуется государственной службой .
Прохождение государственной службы представляет собой важнейший элемент института государственной службы, так как на этом временном отрезке и реализуется правовой статус государственного служащего. Прохождение государственной службы – деятельность по комплектованию политических и административных государственных должностей – включает в себя последовательную смену государственным служащим должностей в государственной администрации (её структурных подразделений), изменение многих фактических данных, характеризующих государственно-служебное правовое положение служащих (персональные классные чины, воинские и специальные звания, почётные звания, учёные степени и звания, конкретные особенности выполнения служебных обязанностей, механизм и виды ответственности и т.д.). Каждый государственный служащий имеет индивидуальный должностной (служебный) путь (карьеру). Поэтому прохождение службы на практике всегда также индивидуально.
От того, какие права предоставлены государственным служащим и какие на них возложены обязанности, во многом зависит вся их деятельность, а следовательно, и работа всего государственного аппарата. \"Права и обязанности служащих характеризуются большим числом нюансов, известной сложностью, настойчивыми попытками найти равновесие, которое является неустойчивым и постоянно находится под сомнением, особенно трудно сбалансировать требования публичных служб и общественного порядка при сохранении принципа иерархической подчиненности, с одной стороны, и права служащих как трудящихся и граждан - с другой\" .
Законодательством Российской Федерации определены порядок приёма на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.
Вопросы прохождения государственной службы нашла отражение в работах таких учёных, как Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Бахрах Д.Н., Овсянко Д.М., выпустивших учебники по административному праву РФ, где на научной основе даётся определение государственной службы, описываются все её элементы, её принципы. Старилов Ю.Н. систематизирует в «Служебном праве» научные знания в области государственной службы, Романов В.Л. рассматривает карьерную стратегию. К проблемам прохождения государственной службы обращается Манохин В.М., Чиканова Л.А. и другие авторы.
Целью же и задачами данной дипломной работы является анализ правового положения государственных служащих, раскрытие проблем прохождения ими государственной службы.
Объект исследования – статус государственных служащих, предметом исследования является государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной службы.
Методологическая основа работы состоит из ряда работ российских учёных по теории государственной службы и государственного управления, теории государства и права, политологии, социологии, научных разработок на стыке этих дисциплин.
При написании работы использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, системный подход, контент-анализ.
Источник работы – законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные разработки российских учёных в области госслужбы.
3,000 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Общие вопросы правового регулирования государственной службы
в Российской Федерации………………………………………………………7
1.1 История создания и развития государственной службы………………..7
1.2 Понятие, система и принципы государственной службы……………..13
1.3 Понятие и классификация государственных служащих……………….26
2. Правовое положение государственных служащих Российской
Федерации…………………………………………………………………....34
2.1 Основы правового статуса государственных служащих………………34
2.2 Правовое регулирование поступления на государственную службу
и ее прохождения…………………………………………………………….52
2.3 Поощрение, награждение и ответственность государственных
служащих……………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………………..86
Библиографический список…………………………………………………91
Приложение…………………………………………………………………..97
3,000 руб.
Заключение
Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль \"локомотива\" для обеспечения \"движения\" государственного управления. Исследование теоретических проблем российской государственной службы происходило в постсоветское время в условиях стремительно развивающегося законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов. По нашему мнению, в настоящее время не только не потеряла актуальности и значимости, но даже и укрепилась идея выделения из структуры административного права такой подотрасли, как служебное право .
Следует отметить, что в административно-правовой науке вопросу регламентации правового статуса государственного гражданского служащего, а также классификации их прав и обязанностей в современный период уделено недостаточное внимание. Между тем большая по масштабам и интенсивности проводимая в нашем государстве работа по совершенствованию российского законодательства (в том числе по кодификации административного права) настоятельно требует решения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного гражданского служащего в Российской Федерации.
Правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи государственного гражданского служащего с органами государственного управления. Вследствие этого правовой статус государственного гражданского служащего, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейшей составной части.
Исходя из этого, правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, связанных с гражданской службой.
Ученые-юристы рассматривают правовой статус личности как сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д.
Причем, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоположные друг другу. Не вступая в общую дискуссию относительно предлагаемых элементов статуса, необходимо отметить одну общую закономерность, которая прослеживается практически у всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Они заключаются в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности. \"Система прав и обязанностей, - отмечает Г.В. Мальцев, - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем\" . Права и обязанности являются настолько бесспорными элементами правового статуса, что признаются в качестве таковых всеми исследователями. \"Административно-правовой статус гражданина немыслим без единства прав и обязанностей\", - справедливо отмечает А.П. Коренев .
Содержание административно-правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане должно определяться основными правами и обязанностями. Это позволит достаточно четко выделить функциональную направленность и структуру административно-правового статуса государственного гражданского служащего и тем самым не допустить \"размывания\" границ этого понятия. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность. Выявление основных признаков административно-правового статуса государственного гражданского служащего позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках, нормативные положения в рамках одной правовой институции. Что, в свою очередь, предполагает закрепление наиболее важных из них в едином нормативном акте - законе, так как большинство прав и обязанностей государственного служащего связано с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера. Содержание административно-правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.
Должность определяет статус государственного гражданского служащего. В Законе о государственной гражданской службе должности подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. В.М. Манохин считает, что должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и т.д.) с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления . Д.Н. Бахрах обращает внимание на то, что должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Организационная структура аппарата управления есть не что иное, как структура формализованных \"социальных позиций\", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет.
Изменение же статуса должности чаще всего не влечет замены служащего . А.П. Коренев под должностью понимал комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур . А.А. Гришковец говорит о том, что должность государственной службы есть административно-бюджетное установление. Ее следует рассматривать прежде всего как совокупность бюджетных средств, выделяемых на содержание бюджетного места .
Правовой статус государственного гражданского служащего характеризует место, занимаемое служащим в системе органа управления. Правовой статус государственного гражданского служащего определяет границы деятельности государственного гражданского служащего по отношению к иным субъектам права.
Реформа государственной службы продолжается. Остановить ее невозможно. В настоящее время существует сложная система взаимодействия государственных разработчиков, заказчиков, координатора, исполнителей и других участников процесса реформирования государственной службы: Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, Правительственная комиссия по проведению административной реформы, Межведомственная рабочая группа по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России и др. Представляется, что система управления реализацией мероприятий программы реформирования государственной службы должна быть упрощена и эволюционировать в направлении будущей системы управления государственной службой РФ.
По всей вероятности, действующая Федеральная программа будет продлена или принята новая федеральная программа реформирования государственной службы. В связи с этим следует уделить особое внимание системе управления реализацией мероприятий по реформированию государственной службы, которая должна гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.
3,000 руб.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», принятый 27 мая 2003 г. СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063; N 46 (ч. I). Ст. 4437
2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
4. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
5. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
6. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224.
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
8. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» от 11 ноября 2003 г. СЗ РФ. 2003. N 48 (ч. I). Ст. 4437.
9. Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
10. Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.
11. Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 368
12. Федеральный закон «О судебном департаменте» от 8 января 1998 г. СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 223.
13. Федеральный закон «О судебных приставах» них от 21 июля 1997 г. СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.
14. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. «Об утверждении Сводного перечня наименований государственных должностей Российской Федерации». СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 173.
15. Указ Президента от 10 апреля 2004 г. «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы» СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1396.
16. Указ Президента от 1 февраля 2005 г. «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 439.
17. Указ Президента от 1 февраля 2005 г. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437.
18. Указ Президента от 1 февраля 2005 г. «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 438.
19. Указ Президента от 1 февраля 2005 г. «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 440.
20. Указ Президента от 1 февраля 2005 г. «Об утверждении положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437.
21. Указ Президента от 2 марта 1994 г. «Об утверждении Положения о государственных наградах Российской Федерации» СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 269.
22. Указ Президента «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ» от 30 июня 2002 г. СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2676
23. Постановление Правительства от 12 февраля 2003 г. «Об утверждении Перечня сведений о деятельности указанных органов, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования». СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658.
24. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489.
25. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол к ней для членов Совета Европы СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
26. Федеральная программа о реформировании государственной службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 19 ноября 2002 г СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4664
27. Послание Президента РФ Федеральному Собранию \"Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ\"
28. Приказ Министра обороны РФ от 6 апреля 2002 г. «О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил РФ» РГ. 2002. 22 мая.
29. Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 29 октября 2003 г «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации», РГ. 2003. 31 дек.
30. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: Изд-во \"РАГС\", 2003
31. Анисимов В. Трудовые споры с участием работников милиции, военнослужащих и госслужащих // Российская юстиция. 2001. N 3.
32. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. N 7.
33. Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
34. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.
35. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.
36. Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.
37. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. N 1.
38. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. М.: Издательско-торговая корпорация \"Дашков и К\", 2003.
39. Демин А.А. Государственная служба: Учебное пособие. М.: ИКД \"Зерцало-М\", 2002
40. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа.
41. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. N 5.
42. Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность // Закон и право. 2005. N 8.
43. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.
44. Коренев А.П. Административное право. М., 1996.
45. Козбаненко В.А. Структурно-видовые особенности государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 1998. N 12.
46. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. N 1.
47. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: (Теоретико-административные аспекты). М., 2002.
48. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М. 2005.
49. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М., из-во ин-т гос. и права. РАН. 1993.
50. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997.
51. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. М., 1979.
52. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999.
53. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
54. Нокинин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
55. Оболонский А.В. Российское чиновничество и проблемы его реформирования // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2000. N 4; 2001. N 1.
56. Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных служащих в сфере труда. М.: ОАО \"Издательский Дом \"Городец\", 2005.
57. Поляков С. Возмещение вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственной службы // Российская юстиция. 1999. N 5.
58. Поляков С. Регулирование служебных и трудовых правоотношений // Российская юстиция. 1998. N 12.
59. Попова Л.Л. Административное право: Учебник, издание второе, переработанное и дополненное, Юристъ. 2005.
60. Российское законодательство X - XX вв. - М. Юр. лит-ра, т. 2.
61. Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая Правовая культура, 2003.
62. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. М.: Изд-во \"Весь Мир\", 2003.
63. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом Российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004. N 9.
64. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 1996.
65. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый Юрист, 1997.
66. Старилов Ю.Н. Административное право - на уровень правового государства. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2003.
67. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004.
68. Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. М., 2004.
69. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ, 2003.
70. Чиканова Л.А. Государственные служащие. М.: Юрист, 1998.
71. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. N 4.
3,000 руб.