Введение
Сегодня \"угрозы социумом\" в России приобрели пороговый характер: происходящие в стране переломные процессы формирования новых духовных, социально-политических, экономических отношений, затрагивающие все социальные слои, группы, классы, само государство, что порождает все новые виды противоречия и опасности, с которыми сталкивается сегодня во всех сферах нашей жизни каждый человек. Обеспечение общественной безопасности - это система мероприятий, осуществляемых государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Проблема оценки уровня допустимости \"угроз социумом\" исключительно сложна и пока еще слабо разработана, реально применимых методов его измерения пока не существует. Так, А.Н. Позднышев справедливо замечает, что для решения данной задачи весьма актуальной является разработка определенного набора индикаторов, позволяющих с достаточной степенью достоверности создать систему заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз, оценить их уровень. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, отмечается, что \"Россия крайне заинтересована в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств\".
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем. На протяжении всей истории цивилизации безопасность и порядок являлись одними из главных целей и неотъемлемыми слагаемыми деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности и порядке имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества - от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей.
В настоящее курсовой работе я сгруппирую преступления против общественной безопасности и общественного порядка по непосредственному объекту преступления.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………….…..…3
1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности
и общественного порядка…………………………………………….…..….5
2. Преступления против общественной безопасности……………………12
2.1. Терроризм. Вовлечение в совершение преступлений
террористического характера или иное содействие их совершению.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма…………………………12
2.2 Захват заложника ………………………………………………22
2.3 Организация незаконного вооруженного формирования или
участие в нем………………………………………………………………....26
2.4 Бандитизм…………………………………………………………..28
2.5 Организация преступного сообщества (преступной
организации)…………………………………………………………………..32
2.6 Угон судна воздушного или водного транспорта либо
железнодорожного подвижного состава……………………………...…….36
2.7 Массовые беспорядки…………………………...…………………39
2.8 Пиратство……………………………………………...……………42
3. Преступления против общественного порядка…………………………..46
3.1 Хулиганство………………………………………………………..47
3.2 Вандализм………………………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………54
Список используемых источников…………………………………………..57
Приложения…………………………………………………………………...61
1,200 руб.
Заключение
Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.
Общество в значительной степени является саморегулирующейся системой, нормальное функционирование и поступательное развитие которой невозможно без удовлетворения определенных объективных и жизненно необходимых потребностей. Обеспечение и поддержание соответствующего уровня безопасности общества - одна из таких социальных потребностей. Основная нагрузка по формированию системы обеспечения общественной безопасности лежит на государстве. Система обеспечения общественной безопасности представляет собой совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно-технического и иного характера, имеющую основной задачей поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности.
Структурно система безопасности общества включает в себя:
а) наличие разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и одновременно как программа действий;
б) правовую основу, т.е. систему законов и иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);
в) систему государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;
г) общественную систему безопасности - совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него;
д) корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности (Приложение 3)
Обязательным условием эффективного функционирования данной системы являются ответственность власти перед обществом, строгое выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества необходимыми рамками. В уголовном праве система обеспечения общественной безопасности носит нормативный характер и включает в себя правовые, технологические и организационные нормы, а также специальные правила безопасности.
Общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, не только регулирующих безопасные условия жизни общества, но и поддерживающих такой уровень защищенности общества, который является достаточным для его нормального функционирования.
Преступления против общей безопасности (иногда их еще называют \"преступления против общественной безопасности в узком смысле слова\") являются наиболее тяжкими из всех видов преступлений против общественной безопасности. Общая безопасность как объект уголовно-правовой охраны представляет собой совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества. На отношениях общей безопасности базируется безопасность общества в целом. Специфика преступлений, посягающих на общую безопасность, заключается в том, что они совершаются в любых сферах жизнедеятельности общества, затрагивают его глубинные интересы в области обеспечения безопасности и нормальных условий существования, сопряжены с причинением тяжкого вреда широкому кругу юридических и физических лиц.
1,200 руб.
Список используемых источников.
1. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. \"О использовании атомной энергии\" // СЗ РФ. 1995. N 48.
2. Федеральны закон от 31 мая 1996 г. \"Об обороне»//СЗ РФ. 1996. N 23.
3. Федерального закона от 21 декабря 1994 г. \"О пожарной безопасности\" (в ред. ФЗ от 10 января 2003 г.)// СЗ РФ 2003. N 2.
4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. \"О радиационной безопасности населения\" // Российская газета. 1996. 17 янв.
5. Федерального закона от 26 марта 2003 г. \"Об электроэнергетике\"// СЗ РФ. 2003. N 63
6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. \"О безопасности\" // ВВС РФ. 1992. N 15. Ст. 770; 1993. N 2.
7. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. \"О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм\" БВС РФ. 1997. N 3.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ п. 2 от 5 ноября 1998г. \"О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения\"
9. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. \"О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств\" Российская газета. 2002. 19 марта
10. Постановления Пленума ВС РФ от 12 марта 2002 г. N 5 \"О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ/ БВС РФ. 2002. N 5
11. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. \"О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем БВС РФ. 2002. N 8.
12. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О безопасности»N 2288.
13. Постановления Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 456 \"О лицензировании деятельности в области вооружения\" и // СЗ РФ. 2002. N 26.
14. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. \"О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ\" (в ред. от 11 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. N 32.
15. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. \"О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения\" // СЗ РФ. 1997. N 12.
16. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. \"Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации\"
17. Постановления Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 457 \"Об утверждении положения о лицензировании производства патронов к оружию и составных частей патронов\"// СЗ РФ. 2002. N 26.
18. Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. \"Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях\" (в ред. от 11 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1997. N 42.
19. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).
20. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 с изменениями и дополнениями // Российская газета. 1997. 26 дек.; 2000. 18 янв.
21. Военный энциклопедический словарь. М., 1984.
22. Быков В. Банда - особый вид организованной вооруженной группы // Российская юстиция. 1999. N 6.
23. Донченко А. Ненаказуемый вандализм? // Российская юстиция. 1998. N 6.
24. Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М., 1973.
25. Комиссаров В. Захват заложников: стремление к наживе или преступление от безысходности? // Законность. 1999. N 9.
Криминальная ситуация на рубеже веков. М., 1999.
26. Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.
27. Курченко В. Квалификация особо злостного хулиганства // Законность. 1998. N 7.
28. Краткий анализ состояния преступности. // Российская юстиция. 2003. N 11.
29. Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. Т. 2. М., 1996.
30. Мельникова Ю.В., Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за бандитизм. М., 1995.
31. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.
32. Позднышев А.Н. Государственная служба в сфере обеспечения общественной безопасности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.
33. Петухов Н.А. О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // БВС РФ. 2002. N 12. С. 17.
34. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. Т. 2.
35. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1997.
36. Ромашов Ю.С. Концептуальная модель преступлений международного характера, совершаемых на море // Государство и право. 1999. N 12.
37. Словарь синонимов русского языка. М., 1968.
38. Ткаченко В.И. Преступления против общественной безопасности. М., 1984;
39. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996.
40. Уголовное право России. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М., 1999.
41. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1999.
42. Уголовное право России. Т. 2. Особенная часть. М., 1998. С. 396.
43. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 262.
44. Хмелевская Т.А. Преступное сообщество: теоретический анализ и законодательная конструкция // Труды МГЮА. 1999. N 4.
1,200 руб.