Введение
Римское право, проникнутое, по общему признанию, началом универсальности, являет собой тем не менее сугубо национальный феномен, имеющий те неуловимо-специфические \"римские\" черты, которые не могли быть реципированы ни средневековой, ни современной Европой, как не может быть перенят дух времени, дух эпохи. Римское право возникло и развилось на собственном политическом, философско-религиозном и культурно-этическом основании и не может быть понято без изучения этой \"корневой основы\" права Древнего Рима.
Для самих римлян вопрос о происхождении права не был вопросом из отдаленной исторической или теоретической области, и в дошедших до нас источниках мы находим некоторые рассуждения на эту тему. Отметим, что, несмотря на то что правовая жизнь римлян характеризовалась многогранным развитием профессиональной юриспруденции, тем не менее системные представления о праве в Древнем Риме еще только закладывались и были далеки от полноты и завершенности. К формулированию общеправовых принципов и определений римские юристы подходили достаточно осторожно, отдавая предпочтение детальной обработке конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делая те или иные обобщения. Римские правоведы не стремились к выработке всех правовых дефиниций, более того, часто они объявляли, что не в состоянии точно определить понятие, и настаивали на том, что его понимание надо приобрести из самой жизни. Отсюда известное изречение: \"Всякое определение опасно\", восходящее к положению Яволена: \"В цивильном праве всякое определение опасно, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто\" (L.202 de r.j. 50.17).
Все это необходимо иметь в виду, когда в теоретических вопросах права исследователи обращаются непосредственно к дефинициям римских юристов, которые нельзя рассматривать вне общего мировоззренческого контекста и которые становятся понятны только в совокупности с другими источниками. Особую роль среди таких источников играет обширное творчество Цицерона, который уделял значительное внимание проблемам государства и права. Цицерон полагал, что, для того чтобы найти источник законов и права, необходимо понять, \"сколь велика сила наилучших качеств человеческого ума, какова задача, для выполнения и завершения которой мы родились, и какова связь между людьми\": \"Я буду искать корни права в природе... Всей природой правят воля, разум, власть, мысль, повеления бессмертных богов\" (\"De legibus\", I, V, 16; VI, 20; VII, 21) . Это цицероновское умозаключение носит концептуальный характер, указывая на философско-религиозную основу римского права и его тесную связь с теми нравственными категориями, которые входили в содержание общественного идеала Рима.
750 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
1 Понятие и виды владения……………………………………………...5
Заключение………………………………………………………….…..28
Список использованных источников………………………………….30
750 руб.
Заключение
На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.
Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.
Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века н.э., и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.
Римское частное право является предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. К началу н.э. уже давно исчезли пережитки первобытно-общинного строя, проявления семейной общности имущества. В центре частного права стоит единоличный субъект собственности, самостоятельно выступающий в обороте и единолично несущий ответственность за свои действия. Индивидуализм в римском частном праве - это индивидуализм домохозяина, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося на рынке с другими такими же хозяевами.
Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.
Точность формулировок, ясность построения и аргументации и глубокая жизненность, конкретность и практичность права и вместе с тем полное соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса - все это является отличительными признаками частного римского права. Недаром многие римские юридические выражения и формулы перешли в века.
Достоинства формулировок римского частного права не могут быть, конечно, объяснимы какой-либо особой гениальностью римских юристов, но обусловливаются более глубокими причинами.
Римское частное право с точки зрения способа фиксирования и выражения юридических норм в корне отличается от современных систем частного (гражданского) права большинства государств. В этих государствах (кроме англо-американских стран) частноправовые нормы получают главным образом форму закона и записываются в кодексах или в отдельных законах, т.е. представляют собой систему абстрактных, расположенных в строгом порядке подчиненных и соподчиненных общих положений. Наоборот, источники римского частного права представляют собой главным образом совокупность решений конкретных казусов, и в этом большое внешнее сходство римского частного права с англо-американским \"общим правом\" (common law). Если римский юрист и высказывает общее положение, то он делает это на основе рассмотрения конкретного случая. Конечно, римские юристы оставили нам и сборники общих правил (всякого рода институции, правила, дигесты), но эти сборники являются лишь дальнейшей обработкой и обобщением выводов конкретных судебных дел.
750 руб.
Список использованных источников
1. Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1999.
2. Аннерс Э. История европейского права / Ин-т Европы. М.: Наука, 1996.
3. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. М., 1989.
4. Ваке А. Переводить Дигесты/Дигесты Юстиниана. Т. 8. Статьи и указатели / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2006.
5. Гай. Институции / Пер. с лат. Ф. Дадынского / Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. М., 1997.
6. Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты. М.: Статут, 2005.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М.: Русский язык, 1980.
8. Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2002.
9. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. М., 1996.
10. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под ред. члена-корр. РАН профессора В.С. Нерсесянца. М.: Издательская группа \"ИНФРА-М-НОРМА\", 1996.
11. Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права / По изданию 1896 г. М., 1998
12. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Л., 1974.
13. Йеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875.
14. Ковалев С.И. История Рима. Л., 1986.
15. Латинские юридические изречения / Сост. Е.И. Темнов. М.: Право и закон, 2003.
16. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. М.: ЭКСМО, 2005.
17. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М.: ВЛАДОС, 2000.
18. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1972.
19. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 1956.
20. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998.
21. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1948.
22. Санфилиппо Ч. Курс римского права. М., 2000.
23. Тузов Д.О. Категории римского права в русском издании Дигест Юстиниана // Журнал российского права. 2007. N 6.
24. Хутыз М.Х. Римское частное право. М., 2002.
25. Цицерон Марк Туллий. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М.: Мысль, 1999.
26. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.
27. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. В.Е. Крутских. 3-е изд. М., 2004.
750 руб.