Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
По нашему мнению, под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути \"присвоения\" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий \"государственная власть\" и \"политическая власть\".
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).
Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.
Согласно другой точке зрения, понятие \"политическая власть\" тождественно категории \"государственная власть\", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
750 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1 Исторический взгляд на государственную власть…………………………..6
2 Понятие государственной власти……………………………………………14
3 Признаки государственной власти…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..31
750 руб.
Заключение
Проанализировав все вышесказанное можно обобщить перечисленные признаки власти:
- властеотношение характеризуется наличием двух субъектов, обладающих неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;
- имеет программно-целевой характер вследствие наделения одного из субъектов властеотношения индивидуальным либо групповым сознанием, осуществляющим планирование и прогноз событий во имя достижения конкретного результата;
- является разновидностью и механизмом регулирования тех ресурсов и потребностей, сил и возможностей, которыми располагает каждое конкретное общество;
- непосредственно зависит от уровня социально-культурного развития общества;
- носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.
Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.
Для определения понятия \"власть\" в узком смысле (через понятие \"государство\") также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др. ). Некоторыми учеными государство определяется как \"основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры\" , как \"политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией\" или как \"социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью\" .
Анализ вышеприведенных определений показывает, что существование государства немыслимо без наличия власти, понятия \"государственная власть\" и \"политическая власть\" органично связаны, а термины \"государственная власть\" и \"политическая власть\" синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).
Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
В ходе развития мировой и отечественной истории процесс возникновения государства, а с ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий \"власть\" и \"государственная власть\".
Рассмотрев с различных точек зрения все составляющие понятия \"государственная власть\", можно сделать следующие выводы:
- государственная власть в Российской Федерации является свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственных властных полномочий;
- в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную достаточно условное; в Конституции Российской Федерации упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включен ряд субъектов власти, в том числе и органы местного самоуправления, обладающие огромными властными полномочиями, а судебная власть подразделена на отдельные самостоятельные в организационном и правовом плане участки;
- система государственной власти в России обладает признаком единства , не исключающим, однако, самостоятельности различных государственных органов, со строго определенными полномочиями, которые могут перераспределяться между субъектами, но в своей совокупности составляют неизменный набор и регулируют весь объем общественных отношений.
750 руб.
Список использованных источников
1. Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов. М., 1980.
2. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. N 9.
3. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М., 1952. Т. 12.
4. Голунский С.А., Строгович М.С. Конспект по теории государства и права. М., 1940.
5. Гранкин И.В. Компетенция законодательных органов краев, областей и городов федерального значения // http://niiss.ru/Publications/Mag/12/compet.htm.
6. Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. N 3.
7. Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти М.: Юристъ, 2002.
8. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998.
9. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1888.
10. Коркунов Н.М. Лекции по общему государственному праву. СПб., 1914.
11. Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права // Государство и право. 2005. N 12.
12. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
13. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.
14. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.
15. Кочев В.А. Государственная власть в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы корреляции. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000.
16. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. М., 1982.
17. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. 2000. N 1.
18. Лившиц Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государстве // Советское государство и право. 1989. N 3.
19. Локк Дж. Власть и правовое государство // Человек в социальном мире. 2002. N 1.
20. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. N 5.
21. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. N 3.
22. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. Политические проблемы теории государства. М., 1993.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.
24. Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. N 10.
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988.
26. Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999.
27. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. N 1.
28. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т русского языка; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. А - Й. М.: Русский язык, 1981.
29. Теория государства и права. М., 1955.
30. Технология власти (философско-политический анализ). М., 1995.
31. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
32. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994.
33. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
34. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
35. Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. N 10.
36. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910.
750 руб.