Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки.
Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и т.п. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.
Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить \"без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества\" .
Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.
Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.
Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.
В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.
Понятие \"гражданское общество\" человечеству известно давно. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.
Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством .
По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие \"гражданское общество\" представлено по-разному.
При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………3
1. Общая характеристика современных представлений
о соотношении государства и общества………………………………….6
2. Гражданское общество…………………………………………………10
3. Основные характерные черты гражданского общества………………18
4. Понятие правового государства………………………………………..20
5. Признаки правового государства………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………32
Список использованных источников……………………………………..36
1,200 руб.
Заключение
Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что \"Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления\" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже \"есть\" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться .
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной \"связать\" государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.
Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую \"природную\" правовую активность и инициативу.
С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует \"реальнее\" относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и \"правовое государство\" - это скорее идеальный тип .
Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
Нынешние прогрессивные тенденции в политическом развитии государств, соответственно современным представлениям об общечеловеческих ценностях, находят воплощение в следовании таким принципам, как:
конституционализм;
парламентаризм;
гуманизм во взаимоотношениях человека и государства.
Конституционализм и парламентаризм, кроме того, выступают как важнейшие институты государственности. Содержательно они обозначают две стороны одного явления - участие представителей от народа в осуществлении государственной власти; народное представительство выступает как канал связи государства и общества.
Сущность парламентаризма состоит в гарантированном государством обеспечении участия населения в отправлении государственной власти посредством выборного представительства в законодательном органе страны. Конституционализм указывает на закрепление в высшем законе государства обязательного народного участия в правотворческой деятельности законодательного органа государства. В понимание конституционализма также включается установление конституционно-правовых форм контроля за обеспечением господства права в политической и общественной жизни государства. Принцип гуманизма ориентирован на признание прав человека высшей ценностью, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством.
Реализовать эти принципы в политической практике государства - значит создать условия для гармоничного развития общества, проявления созидательных возможностей личности во всех сферах социальной жизни, формирования гражданского общества.
1,200 руб.
Список использованных источников
1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
2. Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1960.
3. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1993.
4. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998.
5. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.
6. Кулиев М.Р. Гражданское общество: социально-философские и методологические подходы. М., 1996.
7. Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. N 3.
8. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. N 5.
9. Неновски Н. Соотношение права и государства. М., 1982.
10. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
11. Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. N 8.
12. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.
13. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
14. Перегудов С.П. Гражданское общество как политический феномен // Свободная мысль. 1992. N 9.
15. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт: Материалы международного симпозиума (31 марта - 1 апреля 1995 г.). М., 1995.
16. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.
17. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6.
18. Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.
1,200 руб.