Введение
Содержание
Заключение
Литература
Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень \"демократичности\" политической системы в первую очередь зависит от сущности государства .
Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.
Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.
В Конституции США, например, записано: \"Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, ... учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки\". Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.
Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями. \"Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу\" - отмечает М.Н. Марченко.
Примерно этой же позиции придерживается и В.В. Путин. Он отметил, \"что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения\" .
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.
Согласно Конституции СССР 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса. Советскому государству принадлежали основные средства производства, основной городской и жилищный фонд. По оценкам специалистов это составляло до 95% всех видов собственности. В настоящее время действующее законодательство России имеет тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. В стране проведены приватизация и денационализация. Однако для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.
Сравнивая масштабы огосударствления в разных странах, можно отметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53% валового национального продукта, в национальном доходе Франции - около 48%, в Германии - 47%. Масштабы огосударствления в США и Японии несколько меньше. Тем не менее государственная собственность в этих странах играет значительную роль в качестве материальной базы .
Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.
Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление .
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности и признаков государства.
Задачей работы является анализ различных подходов к определению названных категорий.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Понятие государства………………………………………………………....7
2. Сущность государства………………………………………………………12
2.1 Теории сущности государства…………………………………………….12
2.2 Факторы, определяющие природу и сущность государства…………….20
3. Основные признаки государства……………………………………………26
3.1 Территория………………………………………………………………......29
3.2 Публичная власть…………………………………………………………...30
3.3 Налоги……………………………………………………………………….32
3.4 Суверенитет…………………………………………………………………33
3.5 Связанность правом…………………………………………….…………..34
Заключение………………………………………………………………...……35
Список использованных источников………………………………………….40
1,200 руб.
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть .
Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);
2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);
3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;
4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;
5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;
6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение \"лучшей жизни\", \"общей пользы\", \"общего блага\" или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.
Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений - Аристотель, Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего (и в этом смысл предельно абстрактного) понятия государства вообще (без его \"привязки\" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать (это зависит от целей и задач исследователя), например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств. Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства (пусть и абстрактные) - не плод умозрительных конструкций, кабинетных выдумок и фантазий, но определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики. Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.
Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно \"подогнать\" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как \"протогосударство\", \"государствоподобное образование\", \"государственное образование\", \"государственность\". В связи с этим отметим, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о \"полугосударстве\", \"отмирающем государстве\" (К. Маркс, В.И. Ленин) .
Далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.
Поэтому, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой .
Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из начал.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
1,200 руб.
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
3. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. N 11.
4. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
5. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
6. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
7. Барсенков А. Власть и общество в переходной России // Российская газета. 2004. N 263. 26 ноября.
8. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.
9. Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
10. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. N 7.
11. Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва-Нальчик: Изд. центр \"Эльфа\", 1995.
12. Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства // Государство и право. 2004. N 2.
13. Иванец Г.И., Червонюк В.И. Глобализация, государство, право // Государство и право. 2003. N 8.
14. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
15. Косарев А.И. Теория государства и права. М.: Юнити - Дана; Закон и право, 2000.
16. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
17. Кашанина Т.В., Любяшиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества // Государство и право. 2005. N 9.
18. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
19. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
20. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юридическая коллегия, 1995.
21. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
23. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.
24. Никонов В. Стратегия Путина // Российская газета. 2004. N 283. 22 декабря.
25. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
26. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.
27. Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
28. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
29. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
30. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. N 1.
31. Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб., 1907.
32. Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб., 1999.
33. Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. 2004. N 5.
34. Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
35. Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
36. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
37. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
38. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.
39. Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. N 9.
40. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4.
41. Устинов В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: Общая концепция и правовые аспекты // Государство и право. 2003. N 3.
42. Хлестова И.О. О присоединении России к Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г. // Журнал российского права. 2005. N 4.
43. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
44. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
45. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
1,200 руб.