Все большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, общения и познания. Зародившись в лоне естественнонаучного знания – биологии, в рамках которой достаточно давно предпринимались попытки изучения процессов взаимодействия организма и окружающей среды, проблема адаптации расширилась до области гуманитарных и социальных наук, обогатившись при этом их идеями, приобрела новое содержание и значение.
Очень актуален этот вопрос в контексте тех интенсивных трансформаций, которые претерпевает современное мировое, и особенно российское, общество. Нестабильность (порой даже непредсказуемость) социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой приходится учитывать внешне обусловленные социальные требования, то есть изменяться, и сохранять при этом основополагающие собственные внутренние установки и убеждения, – другими словами, оставаться в относительно устойчивом равновесии. В связи с этим можно вполне обоснованно констатировать, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.
Адаптационная проблематика занимает центральное место в таких фундаментальных предметных полях, какими являются общая психология и психология личности, социальная психология и психология развития, а также психология индивидуальных различий (дифференциальная психология). Она по-своему решается в контексте медицинской, юридической, спортивной, педагогической, инженерной психологии и других прикладных отраслей психологического знания. Ей отводится достаточно большое место в фокусе исследования практически всех основных направлений современной психологии – естественно, со своеобразными, характерными для того или иного подхода акцентами. Проблема адаптации представлена в психоаналитической практике и гештальт-терапии, она находит свое приложение в теоретических конструктах и эмпирических разработках бихевиоризма и когнитивной психологии, отражена в концептуальных постулатах гуманистической парадигмы (личностно-ориентированной психотерапии и психологии).
В последнее время наблюдается значительная эволюция понимания явления психологической адаптации, которая отмечена следующими тенденциями: происходит все большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели – гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов – к самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде (К.А.Абульханова-Славская, Г.А.Балл, Б.Д.Парыгин, А.А.Реан, А.А.Началджян).
Такая трансформация сути понятия связана как с общим смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную, так и со смещением интереса исследователей из сферы психических отклонений (аномалий и патологий) к рассмотрению здоровой личности. Можно констатировать, что исследователи все чаще обращаются к проблеме общей “адаптации к жизни” (Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, А.А.Кроник), анализируют индивидуальные способы, стили и стратегии поведения, которые использует личность не только в сложных жизненных ситуациях, но и в повседневных, типичных условиях. С признанием активной преобразовательной функции как личности, так и социальной среды, все более актуальной становится проблема развития личности и общества на основе их конструктивного взаимодействия.
500 руб.
Введение 3
1. Уточнение понятия “адаптивность личности” 5
2. Структура адаптивности как интегрального свойства личности 13
Заключение 20
Список литературы 22
500 руб.
Термин “адаптация” можно отнести к общенаучным понятиям. Подобные понятия зарождаются на “стыках”, “в точках соприкосновения” различных областей знания или даже в отдельных дисциплинах с последующей их экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и общественных наук. Понятие адаптации прошло большой и противоречивый путь развития, трудности которого связаны с объективной сложностью самого явления адаптации. В связи с прогрессом науки и расширением границ приложения данной категории качественно изменяется и само содержание теории адаптации.
Определения адаптации достаточно разнообразны и противоречивы, различные дефиниции делают акцент на разных сторонах изучаемого явления. В результате проведенного анализа определения классифицируются на основе различий в описании характеристик двух взаимодействующих систем, характера связи между индивидом и средой, содержания и характера процесса адаптации, основной цели и результата адаптации. Такое многообразие понятий связано с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая адаптация), со спецификой задач исследований, а также с различием подходов, принятых в отдельных научных школах.
Несмотря на большое разнообразие, общими во всех определениях адаптации можно выделить следующие моменты: 1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов; 2 ) это взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами; 3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; 4) достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.
Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
В сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Социально-психическая дезадаптированность личности в первую очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.
500 руб.
1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // В кн.: Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Сб. ст. / Отв. Ред. В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 1986. – С. 3-16.
2. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопр. психол., 1986. – №1. – С.28-39.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. – 1989. – № 1. – С. 99-100.
4. Бобнева М.И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. Сб. ст. / Отв. ред. М.И.Бобнева, Шорохова Е.В. – М.: Наука, 1976. – С. 4-22.
5. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. С.И. Вавилов. – М.: БСЭ, 1958. – т. 1. – 640 с.
6. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: Историко-методологическое исследование / Отв. ред. К.В. Манойленко. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. – 187 с.
7. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 1979. – С. 219-233.
8. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 532 с.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал. – 2001. – т.22. – №1. – С.16-24.
11. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 266 с.
12. Молоканов М.В. О соответствии специфики адаптации личности ее знаниям об особенностях своего рождения // Психол. журнал. – 1996. – т. 17. – №5. – С. 42-56.
13. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). – Ереван.: Изд-во АН АрмССР 1988. – 262 с.
14. Натаров В.И. Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещенной производственно-учебной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Л., 1988. – 16 с.
15. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб: ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
16. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
17. Розов В.И. Психологический анализ адаптивности в экстремальных условиях: Автореф. дисс…канд.психол.наук. (19.00.01). – К., 1993. – 20 с.
18. Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопр. психол. – 1982. – №2. – С. 109-115.
19. Северцев А.Н. Эволюция и психика // Психол. журнал. – 1982. – № 4. – С. 149-159.
20. Тернопол В.Я. Психологические закономерности структурной организации личностных качеств как факторов профессиональной адаптации // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2000. – С. 272-283.
21. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский.– М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
22. Щукина Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук – М., 1998. – 26 с.
500 руб.