Введение
Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном.
На современном этапе развития общества и государства, развития общественно-политической и правовой мысли многие политические деятели, а также ученые правоведы зачастую обращаются к проблеме создания «правового государства».
И также давно существует проблема осознания и претворения в жизнь важнейшего принципа правового государства - разделения. Основное назначение такого разделения властей заключается, во-первых, в обеспечении эффективного, профессионального и независимого функционирования каждой ветви власти, во-вторых, в создании «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях между разными ветвями власти с тем, чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной из них над другими, не допустить любой узурпации власти, любой диктатуры.
Целью настоящей работы является изучение принципа разделения властей.
750 руб.
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и содержание принципа разделения властей 4
2. Законодательная, исполнительная и судебная власть 7
Заключение 12
Список использованных источников 14
750 руб.
Заключение
Правовое государство и его важнейший, основополагающий принцип разделения властей, - демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним. Лозунг правового государства возник еще в борьбе против произвола абсолютных монархов. Однако в большинстве европейских стран на уровень конституционного принципа он был возведен в XX в., приобретя особенно важное звучание в его второй половине как реакция на горький опыт тоталитарных режимов. Требования правовой государственности таковы: гарантированность в стране прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство конституции и принципа законности; демократическая форма правления; и самое главное - разделение властей и, в частности, независимость судебной, законодательной и исполнительной властей. Поскольку понятие правовое государство исходит из идеи подчинения государства праву, а подавляющее большинство его норм создается или санкционируется государством, то принципиальное значение имеет вопрос о характере самого права: соответствует ли оно принципам равноправия, демократии, социальной справедливости, гуманизма и другим общечеловеческим ценностям.
По своему содержанию система «сдержек и противовесов», предусмотренная в Конституции РФ и федеральных законах, представляет собой совокупность правовых ограничений (пределов) в отношении конкретной ветви государственной власти. Так, законодательная власть ограничивается принципами права и основами конституционного строя, довольно жесткой юридической процедурой законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления. Согласно принципу разделения властей всякому органу, представляющему определенную ветвь власти, запрещается принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому органу, относящемуся к иной ветви власти, а пределы деятельности государственных структур ограничиваются их компетенцией.
Практическая реализация принципа разделения властей важна для создания, наряду с законодательной и исполнительной властью, сильной, самостоятельной и независимой судебной власти.
В целом принцип разделения властей, несомненно, оправдал себя в государственном строительстве России, однако его конституционное провозглашение оказалось недостаточным, чтобы он «заработал» в полную силу. В процессе реализации данного принципа в конкретных условиях субъектов Российской Федерации довольно скоро обнаруживается необходимость в принятии неотложных мер по налаживанию конструктивного взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти, согласованной работы региональных и местных (муниципальных) властей, созданию единой, действенной исполнительной вертикали, преодолению тенденции децентрализации государства, поддерживаемой органами власти некоторых субъектов Федерации.
Принцип разделения властей является базовым принципом в государственном механизме правовых государств. В большинстве современных государств данный принцип одновременно служит и функциональной основой, которая обеспечивает эффективную деятельность государственного механизма, и способствует оптимальному развитию отношений в обществе и государстве.
В Российской Федерации система федеральных органов государственной власти функционирует на основе базового, системообразующего принципа разделения властей. Фактическая реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации усложняется тем обстоятельством, что не во всех субъектах функционируют судебные органы власти (конституционные (уставные) суды созданы и функционируют менее чем в половине субъектов Российской Федерации).
750 руб.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008г.) // Российская газета от 25.12.1993г.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2005г.) // СЗ РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
3. Козлова Е.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Велби, 2007.
4. Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. № 11, 2007.
5. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955.
750 руб.