Введение
Основополагающие положения российского законодательства о транспортных договорах, призванные определять порядок перевозок в условиях рынка, изложены в части второй ГК, где имеются гл. 40 «Перевозка» и гл. 41 «Транспортная экспедиция». Однако эти главы кратки (всего 23 статьи), определяют лишь важнейшие условия транспортных договоров и содержат отсылки к специальным актам транспортного законодательства, которое включает систему законодательных актов о перевозках на отдельных видах транспорта, прежде всего транспортные уставы и кодексы.
Наличие в сфере транспорта системы законодательных актов об отдельных его видах обусловлено значительными транспортно-технологическими и правовыми особенностями в организации перевозок на отдельных видах транспорта, а также большим объемом нормативного регулирования в данной области. Это делает нецелесообразным объединение правовой регламентации транспортных операций в рамках одного закона. Вместе с тем все транспортные уставы и кодексы РФ построены по единой общей схеме (общие положения, организация транспортных операций, договор перевозки, его особые виды, ответственность сторон, претензии и иски к органам транспорта), а по ряду вопросов имеют единые или близкие по содержанию нормы.
Вне транспортных уставов и кодексов остаются вопросы управления транспортом, правовой режим земель транспорта, а также условия труда в транспортных организациях, которые выходят за рамки гражданского права и относятся к сфере других правовых отраслей (административное, земельное и трудовое право).
Действующие в РФ транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках. В силу этих факторов, а также сложности транспортного законодательства оно в отличие от других сфер российской экономики хотя и было обновлено, но не претерпело в условиях перехода России к рыночным отношениям коренных обновлений.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем фактом, что для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной, прежде всего железнодорожной, сетью транспортные договоры и их правовое регулирование представляют особую значимость. Отражением этого являются обширное транспортное законодательство и большое число споров между транспортными организациями и клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с исполнением транспортных обязательств по перевозке.
Предмет работы – действующее гражданское и транспортное законодательство, регламентирующее отношения по перевозке груза, а также пассажиров и багажа, учебная и научная литература.
Цель работы – определить понятие, содержание и значение договора перевозки в российском законодательстве.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить правовую базу, регулирующую отношения по перевозке.
2. Определить понятие и виды договоров перевозки.
3. Определить роль и место договоров перевозки в российском законодательстве.
4. Изучить содержание и ответственность по договору перевозки груза.
5. Изучить содержание и ответственность по договору перевозки пассажира.
Теоретическая база исследования - комментарии к действующему законодательству, учебная литература, монографии, статьи известных и авторитетных исследователей и ученых.
Нормативная база исследования – Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, другие федеральные законы, подзаконные нормативные акты.
Методологическая база работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
По структуре настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
3,000 руб.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Под договором перевозки ГК РФ понимает реальный договор перевозки, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Его сторонами являются перевозчик и отправитель. Перевозчиком могут быть соответствующие транспортные организации в форме государственного унитарного предприятия или хозяйственного общества (иной коммерческой организации), а также гражданин-предприниматель, обладающие лицензией на осуществление перевозочной деятельности. Отправитель груза - лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику.
Основная обязанность перевозчика - доставить в целости и сохранности врученный отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Основное право перевозчика - получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых может быть определен соглашением сторон либо установленными для соответствующего вида транспорта тарифами (ст. 790 ГК РФ). Порядок оплаты провозных платежей определяется действующими на соответствующем виде транспорта правилами, а если таковые отсутствуют, то соглашением сторон. Основная обязанность отправителя - оплатить установленную за перевозку плату, а основное право - требовать доставки груза в целости и сохранности в пункт назначения и выдачи его управомоченному на получение груза лицу.
Договор перевозки пассажира в отличие от договора перевозки груза заключается до того, как пассажир вверяет себя перевозчику. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным. Обладание рядом категорий пассажиров правом на бесплатный проезд на соответствующих видах транспорта не лишает данный договор возмездного характера. Стоимость проезда таких пассажиров компенсируется транспорту в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 790 ГК РФ.
Объем и основания ответственности перевозчика установлены непосредственно в ГК РФ, а также в транспортных кодексах и уставах.
В заключении отметим, что, несмотря на достаточно детальную правовую регламентацию правоотношений, связанных с перевозкой грузов или пассажиров различными видами транспорта, есть определенные сложности и трудности правоприменения изученных норм, в частности:
1. В целях единообразного понимания, ликвидации противоречий между содержанием отдельных статей транспортных кодексов и уставов, а также единообразного применения указанных статей о правилах заключения договора перевозки груза, предоставляется целесообразным, содержание ч. 2 ст. 785 ГК РФ привести в соответствие со специальным законодательством, принятым после вступления в силу ГК РФ:
«Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением в соответствии с правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправителем железнодорожной накладной при предъявлении груза к перевозке и предоставлением её перевозчику вместе с другими документами, предусмотренными нормативными актами, и выдачей перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, кроме морского транспорта, где перевозчик по требованию отправителя груза обязан выдать ему коносамент, подтверждающий заключение договора морской перевозки груза согласно статьям 142-144 КТМ РФ».
2. Считаем необходимым признание страхования договорной ответственности перевозчика. Подчеркнем, что такой подход продиктован не защитой интересов перевозчика, а необходимостью корректировки принципа ограниченной ответственности в соответствии с общими правилами правового регулирования предпринимательской деятельности. Реализация данного подхода предполагает закрепление в транспортных кодексах и уставах допустимости страхования ответственности перевозчика за нарушение договора перевозки грузов: "Перевозчики вправе страховать ответственность за несохранность, утрату, недостачу, повреждение и порчу груза по правилам ст. 932 ГК РФ". Вместе с тем в ст. 796 ГК РФ необходимо предусмотреть возможность неприменения в силу договора правила об ограниченной ответственности.
Страхование договорной ответственности перевозчика станет дополнительной гарантией исполнения обязательства перевозки, особенно при эксплуатации трансроссийских транспортных коридоров во внешнеэкономическом обороте.
3. Считаем необходимым признать утратившей силу ст. 167 КТМ РФ, освобождающей морского перевозчика от ответственности за несохранность груза при навигационной ошибке. Законодатель в этой норме освобождает перевозчика от ответственности за ущерб, причиненный по его вине, что не соответствует общим принципам гражданского законодательства и международным правилам (Конвенция 1978 г.).
3,000 руб.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты.
1. Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.).
2. Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) (Женева, 10 октября 1989 г.).
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.).
4. Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) (Женева, 1 мая 1976 г.).
5. Международная Конвенция об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г. (Брюссель, 29 апреля 1961 г.).
6. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.)
7. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Совершено в Женеве 14 ноября 1975 г.).
8. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008г.) // Российская газета от 25.12.1993г.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009г.) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
11. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1383.
12. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ, 12.03.2001, N 11, ст. 1001.
13. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
14. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008г.) // СЗ РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 170.
15. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СЗ РФ, 12.11.2007, N 46, ст. 5555.
16. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в ред. от 23.07.2008г.) // Российская газета от 9 апреля 1992 г., № 15, ст. 766.
17. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (в ред. от 21.02.2007г.) // СЗ РФ, 07.03.2005, N 10, ст. 851.
18. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (в ред. от 14.12.2006г.) // СЗ РФ, 2003 г. № 47 ст. 4552.
19. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 23.04.2008г.) // СЗ РФ, 1995 г., № 11, ст. 997.
20. Правила перевозки грузов (Утверждены МПС 31.10.72 N Л-32030 по согласованию с Госпланом СССР, введены в действие с 01.01.73) (в ред. от 29.12.2001г.). – М., "Транспорт", 1985.
Судебная практика
21. Определение ВАС РФ от 01.11.2008 N 14413/08 по делу N А73-10265/2007-45 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
22. Определение ВАС РФ от 31.10.2008 N 13528/08 по делу N А58-7466/07-0237 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
23. Определение ВАС РФ от 29.10.2008 N 13405/08 по делу N А60-30838/2007-С3 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
24. Определение ВАС РФ от 23.09.2008 N 11772/08 по делу N А70-8471/5-2004 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
25. Определение ВАС РФ от 30.11.2007 N 15325/07 по делу N А73-13558/2006-63 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
Литература
26. Абова Т.Е. Обязательство перевозки грузов железнодорожным транспортом // эж-ЮРИСТ, № 41, октябрь 2003.
27. Андреева Н. Соотношение договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов // Право и экономика. № 9, 2006.
28. Астановский Г.Б. Солидарная и долевая ответственность при перевозке грузов // Правоведение. 1982. № 3.
29. Баукин В.Г. Дубликат транспортной накладной в железнодорожных перевозках // Правовое регулирование социальной сферы: Сборник научных трудов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004.
30. Баукин В.Г., Гарбар А.В. Принцип ограниченной ответственности и страхование в сфере железнодорожных перевозок грузов // Правоведение. № 1, 2008.
31. Беленков Р. Гражданское право. Часть 2: Конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2005.
32. Боровик И. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки грузов // Транспортное право. № 1, 2007.
33. Брагинский М.И. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной эксплуатации и иных услугах в сфере транспорта. – М.: Статут, 2004.
34. Бунич Г.А. Гражданское право. Особенная часть: Учеб. для вузов. – М.: Дашков и Ко, 2003.
35. Валахович К.С. Совершенствование транспортного законодательства: необходимость унификации // Эволюция российского права. – Екатеринбург: Изд. Дом "Урал. госу. юрид. акад.", 2008.
36. Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.
37. Витрянский В.В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. – М.: Статут, 2003.
38. Витрянский В.В. Участники договорных отношений, связанных с перевозками // Хозяйство и право. - М.: №2, 2001.
39. Гомола А.И. Гражданское право. – М.: Академия, 2004.
40. Гончаров А.А., Попонов Ю.Г. Гражданское право. Общая и особенная части. – М.: КноРус, 2004.
41. Горюнов А.В. К вопросу о форме договора железнодорожной перевозки груза // Гражданское право. № 3, 2006.
42. Горюнов А.В. Претензии и иски по железнодорожным перевозкам грузов // Актуальные проблемы российского права: Сборник научных трудов. - М.: Полиграф ОПТ, 2005. - Вып. 2.
43. Гражданское право. Том II. Полутом 2 / под ред. Суханова Е.А. – М.: Издательство БЕК, 2003.
44. Гражданское право / под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.В. – М.: Проспект, 2005.
45. Демченко М.В. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении // Право и образование. № 7, 2007.
46. Довгополов А.А., Романова Ю.А. Договор железнодорожной перевозки грузов: правовая природа, заключение и субъективный состав // Транспортное право. № 1, 2007.
47. Дроздов И.А. Гражданское право. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Проспект, 2007.
48. Душина И.Н. Понятие и правовая природа договора железнодорожной перевозки грузов // Право и политика. № 9, 2007.
49. Егиазаров В.А. Транспортное право. М., 2002.
50. Залесский В.В. Транспортные договоры: Учебно-практическое пособие – М.: Юринформцентр, 2001.
51. Кокин А.С., Левиков Г.А. Экспорт товара: купля-продажа, перевозка, страхование, банковские сделки - М.: Спарк, 2005.
52. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под ред. Иванова Г.Г. - М.: Спарк, 2000.
53. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / под ред. Вайпана В.А. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005.
54. Курноскина О.Г. Договоры на транспорте: Образцы, рекомендации, комментарии. – М.: Альфа-Пресс, 2005.
55. Леонова Г.Б. Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор // Законодательство, № 2, февраль 2000.
56. Леонова Г.Б. Удержание груза при перевозке // Законодательство, № 9, сентябрь 2002.
57. Мареев Ю.Л. Гражданское право. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Эксмо, 2008.
58. Молчанов В.В. Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа // Законодательство. № 7, 2006.
59. Николишин Р. Юридическое содержание договора перевозки // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. – Киров: Филиал НОУ ВПО "СПбИВЭСЭП", 2006.
60. Ольхон Э.К. О правовой природе обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке // Проблемы российского права. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.
61. Переход И.А. Некоторые вопросы регулирования правоотношений, связанных с перевозкой грузов // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, № 5, сентябрь-октябрь 2005 г.
62. Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: Учеб. для вузов. – М.: Проспект, 2006.
63. Савичев Г.П. Транспортное право в условиях перехода к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. Сборник научных статей / Под ред. Е.А.Суханова. М., 1995.
64. Садиков О.Н. Реформы международного железнодорожного права // Проблемы международного частного права. М., 2000.
65. Скачков Н.Г. Разрешение конфликта юрисдикций в трансграничных морских перевозках // Lex Russica. № 4, 2008.
66. Синенко А.Ю. Преемственность и традиции в современном законодательстве: на примере транспортного законодательства // Правовое наследие и современная юриспруденция: связь времен. – М.: РГБ, 2007.
67. Смирнова А.Б. Права и обязанности потребителей в правоотношениях по перевозкам // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы международной V научной конференции молодых ученых (г. Самара, 22-23 апреля 2005 г.). – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005.
68. Стрельникова И.А. Соотношение транспортного права и транспортного законодательства // Право и государство: теория и практика. № 8 (44), 2008.
69. Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 тт. Т. 2. Полутом 2. Учебник для ВУЗов. – М.: БЕК, 2003.
70. Тихенко Т.Ю. Правовая природа договора фрахтования (чартера) // Вестник Саратовской государственной академии права. № 7 (59). – Саратов: Изд-во СГАП, 2008.
71. Тюпа В.В. Ответственность перевозчиков при перевозке груза в прямом смешанном сообщении // Закон: Февраль, 2007.
72. Тютрина Н.Н. Транспортные обязательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук – М.: 2005.
73. Утка В. Актирование несохранной доставки грузов при железнодорожных перевозках // Хозяйство и право, № 8, 2000.
74. Фаст О.Ф. Отличительные черты договора перевозки груза в системе гражданско-правовых договоров // Право и государство, общество и личность: история, теория, практика. – Коломна: Изд-во Колом. гос. пед. ин-та, 2007.
75. Холопов К. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов с комментариями и толкованиями // Закон. - М.: Известия, 2000. № 6.
76. Хохлов А.Ю. Содержание договора перевозки груза железнодорожным транспортом // Международно-правовые чтения. Вып. 6. – Воронеж: Издательско-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2008.
77. Яковлев В.Ф. Гражданское право. – М.: РАГС, 2005.
3,000 руб.