Введение
Оффшор, оффшорные зоны-(англ. offshore - вне страны, на расстоянии от берега) - территория с привлекательными для бизнеса условиями благодаря низким ставкам налогов, четкому законодательству об инвестиционных фондах, упрощенной системе регистрации компаний, конфиденциальности операций. В отличие от свободных экономических зон, связанных преимущественно с реальным сектором экономики, оффшорные зоны благоприятны для проведения финансовых операций.
Наша страна длительное время была отделена от внешнего мира, что сказалось на ее экономическом развитии. Многие экономические понятия были нам незнакомы. После того, как границы были открыты и запрет с предпринимательства снят, многие люди занялись бизнесом, в том числе и международным. Государство, еще во времена существования СССР начало предпринимать попытки по внедрению передового опыта зарубежных стран во всех отраслях общественной жизни.
Создание свободных экономических зон во всех возможных формах имеет общие для всех них критерии:
локальность территории и ограничение доступа на нее посторонних лиц и местного населения;
действие на такой территории более льготного юридического и финансово-экономического режима;
наличие специализации экономической деятельности (например банковские оффшоры, страховые оффшоры и т.п.) ;
Цели, преследуемые странами, на территории которых создается зона, могут быть различны в зависимости от уровня экономического развития страны, социально-экономической обстановки, и других особенностей стран: например для развитых капиталистических стран при создании свободной экономической зоны актуальна проблема создания новых рабочих мест для своего населения, тогда как для развивающихся стран (и для России в том числе) приоритет делается на привлечении высоких технологий, развитие производственной инфраструктуры, экспортного потенциала страны, повышение уровня квалификации рабочей силы.
Иностранным предприятиям, действующим на территории СЭЗ предоставляются экспортно-импортные, таможенные, налоговые и другие льготы, что позволяет повысить норму прибыли таких предприятий до 40%. Именно это является привлекательным для иностранных компаний.
В данной работе будет рассмотрена правовая природа оффшорных зон, а также правовой аспект отношений в оффшорных зонах.
750 руб.
Заключение
Таким образом, новости для владельцев оффшорных компаний в основном неутешительные. "Налоговые оазисы", то есть зоны нулевого или льготного налогообложения продолжают свое существование. Однако под натиском мирового общественного мнения в лице ОЭСР и FATF, а также под давлением отдельных государств, прежде всего США, оффшорные зоны, как, впрочем, и другие страны, вынуждены идти на подчас радикальный пересмотр своего законодательства.
Снижается степень банковской тайны. Уже сейчас во многих странах мира, в том числе почти во всех оффшорных зонах, приняты законодательства против отмывания денег в соответствиями с рекомендациями FATF, делающие банковскую систему прозрачной для властей и обязывающие банки требовать "прозрачности" от своих клиентов.
Повышается уровень прозрачности корпоративных структур. Те же законы об отмывании предполагают расширение возможности доступа властей к информации о реальных владельцах компании, пусть даже "прикрытых" номинальными держателями акций или акциями на предъявителя. Во многих юрисдикциях предъявительские акции уже запрещены, и этот процесс будет продолжаться.
Расширяется международный обмен налоговой информацией. Большинство налоговых убежищ уже подписались под соответствующими требованиями ОЭСР. Оффшорные зоны наперебой заключают соглашения об обмене информацией - первым делом с США, на очереди и другие страны ОЭСР.
Те оффшорные зоны, которые отказываются принять условия предъявленного им ультиматума, превращаются в изгоев, а предлагаемые ими структуры фактически теряют работоспособность.
Последними мерами США пресечена на корню деятельность "карманных" оффшорных банков.
Все это означает только одно. Эпохе примитивного уклонения от налогов, а тем более отмывания капиталов при помощи "подпольных" оффшоров приходит конец. Он наступит не сразу, ведь помимо готовности оффшорных зон к сотрудничеству требуется еще достаточный уровень развития законодательства и административной практики, как их самих, так и налогооблагаемых стран, а также расширения сети международных договоров. (В частности, Россия не имеет договоров об обмене информацией с большинством налоговых зон, а, не будучи членом ОЭСР, не имеет реальных возможностей настоять на их заключении.) И все же дело идет именно к этому - к сворачиванию "подпольного" оффшорного бизнеса.
Оффшорные компании сохранят свое значение как инструмент налогового планирования, но они будут использоваться в легальных схемах, допускаемых законодательствами стран, в которых ведется деятельность данной международной структуры.
Например, уже давно и вполне легально многие из крупнейших банков мира имеют свои отделения и дочерние банки в таких международных банковских центрах как Багамские острова или Джерси. То есть эти банки на совершенно законных основаниях переводят ту часть своего бизнеса, для которой это юридически возможно и экономически осмысленно, в оффшорную зону. Так, на Багамских островах действуют около 400 банков из 30 стран, общая сумма их активов составляет 200 млрд. долл. На Каймановых островах имеют лицензию около 600 банков, их общие активы - свыше 500 млрд. долл. На Джерси работают "всего" 64 банка из 17 стран, но в этот список входят все 10 крупнейших банков США (Бэнк оф Америка, Ситибэнк, …), все 10 крупнейших банков Великобритании (Ройэл Бэнк оф Скотлэнд, Барклэйз Бэнк, …), а также по крупнейшему банку из Швейцарии, Канады, Германии, Ирландии, Израиля, Нидерландов и Испании. Общая сумма банковских депозитов здесь превышает 130 млрд. фунтов ст. Ну и так далее - список юрисдикций можно продолжать.
Также на вполне законных основаниях существуют многочисленные оффшорные инвестиционные фонды. Эти фонды привлекают под свое управление многие миллиарды долларов, так как в силу более гибкой инвестиционной политики, не связанной чрезмерным регулированием, и отсутствием налогов, способны - во всяком случае, в принципе - демонстрировать лучшие показатели, чем традиционные инвестиционные институты. Достаточно вспомнить знаменитый фонд Джорджа Сороса "Квантум", зарегистрированный на Нидерландских Антильских островах, и показанный им феноменальный результат - 31% годовых в среднем на протяжении своей более чем тридцатилетней истории в1969-2000 г.г. (В 2000 г. фонд был реорганизован и переименован.) Многие из оффшорных инвестиционных фондов связаны с крупными инвестиционными институтами в налогооблагаемых странах. Например, швейцарские банки обычно размещают крупные средства зарубежных клиентов не у себя на депозитах, так как это привело бы к уплате швейцарского налога у источника на проценты, а в аффилированных зарубежных фондах, в частности, зарегистрированных в Люксембурге. Кстати, в 2000 г. люксембургские фонды имели в управлении в общей сложности более 800 млрд. долл.
Существует огромный офшорный сектор и в страховом бизнесе. Прежде всего, имеются в виду так называемые кэптивные страховые компании (страхующие только риски своих учредителей) и перестраховочные компании. Страховые компании всегда были своего рода машинами по отсрочке выплаты налогов в силу своей способности создавать резервы под будущие выплаты. Оффшорные же страховые компании дают своим учредителям (обычно крупным корпорациям или страховым компаниям) блестящую возможность не только получать налоговые выгоды дома, но и накапливать капитал в безналоговой зоне. Подчеркнем, что речь не идет о каких-либо мошеннических схемах. В большинстве оффшорных зон страховой бизнес в настоящее время достаточно хорошо регулируется (есть пока, правда, и исключения), так что оффшорные страховые компании несут полную ответственность по принятым на себя рискам. Однако прибыль, полученная от страховой деятельности кэптивной страховой компании, во-первых, остается под контролем учредителей, а во-вторых, не облагается налогом, что и приводит к широкому распространению таких структур. Юрисдикцией номер один в оффшорном страховании являются Бермудские острова. По состоянию на 2001 г. там было зарегистрировано 1400 из 4500 кэптивных страховых компаний мира. Общая сумма их активов превысила 100 млрд. долл., а ежегодный доход по страховым премиям - 25 млрд. долл. В результате Бермудские острова являются третьим по величине страховым центром в мире после Лондона и Нью-Йорка.
Как видим, в мировой экономике существует вполне легитимный офшорный сектор, в котором обращаются огромные средства, происходящие, естественно, прежде всего, из наиболее развитых государств мира. Кстати, уже одно это дает некоторую гарантию сохранения статус-кво, то есть продолжения существования безналоговых юрисдикций. Дело в том, что не только сами оффшорные зоны кровно заинтересованы в сохранении этого сектора, но и в развитых странах существует могучее лобби, заинтересованное в этом же не меньше. Поэтому "гармонизации" мировых налоговых режимов, или, иначе говоря, введения налогов в безналоговых странах в ближайшее время не предвидится.
750 руб.
Литература
1.Чернявский С.П. Международный оффшорный бизнес и банки ,М-2006
2.Кабир Л.С.Организация оффшорного бизнеса М-2006
3.Джонстон Д Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о.разделе продукции /Пер. с англ. М-2007
4.Троценко А., Карманова Е.Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации М-2005
5.Корнеева Е.И. Офшорный мир. Взгляд изнутри. Справочник М-2006
6.Троценко А., Дьякова Н. Энциклопедия Оффшорного бизнеса М-2006
7.Королев М.В. Оффшорные фирмы М-2006
8.Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России: Учебное пособие /Под ред. Ивченко В.В.
9.Стенли Р., Абубекеров Э Энциклопедия Оффшорного бизнеса 1996 г. Практическое руководство. Ежегодник Айрис-Пресс
750 руб.