Малый бизнес стал неотъемлемой и динамично развивающейся частью экономики страны. Он выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности. Необходимым условием обеспечения устойчивого роста экономики является развитие предпринимательства и, прежде всего, малого бизнеса. Субъекты малого предпринимательства способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и использовать свободные рыночные ниши в потребительской и производственной сферах. Кроме того, малое и среднее предпринимательство, являясь основным источником формирования среднего класса, расширяет социальную базу поддержки проводимых в стране реформ, обеспечивая необходимую стабильность в обществе.
Становление и развитие предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых органами государственной власти и управления. В России малый бизнес прошел сложный период возникновения, становления и развития. На современном этапе в период мирового финансового кризиса малый бизнес как никто другой нуждается в поддержке.
В свете описанной информации можно говорить о высокой актуальности рассматриваемой темы.
Целью курсовой работы является анализ процессов становления и развития малого бизнеса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить этапы становления и развития малого бизнеса в России;
- провести анализ статистической информации по состоянию малого бизнеса;
- выявить препятствия, возникающие на пути развития малого предпринимательства;
- рассмотреть перспективы малого бизнеса в России.
Объектом исследования является малый бизнес.
Информационную базу работы составили труды таких авторов, как И.Южанов, А.С. Серегин, М.Г. Лапуста, С.Н.Иванов и др.
В соответствии с поставленной целью и задачами была разработана структура курсовой работы. Она состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка литературы.
1,200 руб.
Введение 3
1. Этапы становления и развития малого бизнеса в России 5
2. Анализ состояния малого бизнеса в современной России 10
2.1. Анализ статистической информации о малом бизнесе в России 10
2.2. Оценка препятствий развитию малого бизнеса в России 16
3. Перспективы развития малого бизнеса в России 19
Заключение 22
Список литературы 24
1,200 руб.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Предыстория возникновения современного малого бизнеса относится к 70-80 гг. СССР, когда конституция СССР 1977 года 17-ой статьей узаконила право граждан на реализацию трудовой деятельности, базирующуюся на личном труде граждан и членов их семей в области кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания.
Первому этапу (1992 – 1994гг.) этапу присуще значительное продвижение вперед в области изучения производственно-экономических проблем малого бизнеса. Определяется роль и место малого бизнеса в возникновении конкурентоспособной рыночной среды современной хозяйственной системы.
На втором этапе четко видна направленность экономической политики на формирование концепции развития малого бизнеса в России. Разрабатываются определенные методы практической помощи малому предпринимательству на всей территории страны с предоставлением самостоятельности регионам.
Третий этап характеризуется становлением и улучшением благоприятных условий для развития малого бизнеса на базе роста качества и эффективности методов государственной поддержки на всех уровнях.
Малый бизнес в России набирает обороты. Во-первых увеличивается число занятых в малом бизнесе; во-вторых, увеличиваются объемы и сферы деятельности малого бизнеса. Несомненно, малые предприятия пострадали от мирового финансового кризиса. Но статистика показывает, что в несмотря на локальные тенденции снижения (численности или оборота), общая тенденция - это тенденция роста.
Среди множества барьеров и препятствий, стоящих на пути малого предпринимательства можно выделить наиболее острые: несовершенство законодательной базы, налоговый пресс, административные барьеры, недостаточная ресурсная база.
Малый бизнес живет, развивается и достигает положительных результатов практически на всей территории нашей страны. Малый бизнес в России имеет большие перспективы развития. Россия обладает огромным потенциалом, как финансовым, так и интеллектуальным. А с учетом повышенного внимание президента РФ Д.А.Медведева к малому бизнесу можно говорить о положительной тенденции в развитии малого предпринимательства.
1,200 руб.
1. Буданов Г.А. Роль социально-экономической политики в развитии малого предпринимательства в Вологодской области // Региональная экономика и управление. 2007. - №2 (10).
2. Егоров Е.В. Направления совершенствования нормативно-правовой базы развития и поддержки предпринимательства в России // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2002. - №4.
3. Иванов С.Н. Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России // Русское экономическое общество. – 2005. - №177.
4. Ларичева З.М. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №5.
5. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. - М., Росстат, 2008, 847 с.4. 5.
7. Рыбина М.Н. Основные этапы малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России / Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - №2.
8. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика, 2007.
9. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. - В.Я. Горфинкиля, В.А. Швандера/ - 3-е изд.., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 718 с.
10. Южанов И. Малое предпринимательство в России // Экономика России: ХХI век. – 2008. - № 12.
11. http://statistika.ru
1,200 руб.