Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Переход от административно-командной системы к рыночным отношениям в России в конце прошлого столетия способствовал существенным изменениям экономической природы региона, которые продолжаются и в настоящее время. В целом данные преобразования можно охарактеризовать как превращение региона из только объекта управления также и в самостоятельный экономический субъект, основной задачей которого является организация воспроизводственных процессов в пределах собственных границ и выполнение социально-ориентированных функций, ответственность за осуществление которых ранее лежала на предприятиях.
В связи с появлением нового субъекта экономики – региона, выявляется недостаточность выделения в традиционной экономической теории только таких экономических агентов как государство, фирма и домохозяйство. Представляется необходимым включение региона в структуру макроэкономики, рассмотрение его как самостоятельного экономического субъекта, что не только привлечет внимание к пространственным аспектам экономических проблем и закономерностей, но уплотнит и сделает более насыщенной ткань экономических отношений.
В современных социально-экономических условиях развития России многие ученые ведут активный поиск путей и методов решения актуальных проблем развития регионов нашей страны.
В экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, накоплен существенный материал по региональному управлению и социально-экономическому развитию регионов страны. Среди исследований советского периода в области регионального управления необходимо выделить труды таких авторов, как М.К. Бандмана, В.В. Кистанова, Н.Н. Некрасова, Р.И. Шнипера и др. Значительный теоретический вклад в изучение социально-экономического развития регионов внесли и зарубежные ученые, среди которых можно назвать С. Деннисона, Х.Зиберта, У. Изарда, А. Леша, Г. Мюрдаля, И. Тюнена, Дж. Фридмана и др.
Наконец, особый интерес и значимость представляют исследования современных отечественных авторов: С.С. Артоболевского, Л.Б. Вардомского, О.В. Кузнецовой, А.М. Лаврова, В.П. Орешина, В.Е. Селиверстова, Б.М. Штульберга и др. Особенно необходимо выделить научно-практические работы сотрудников Института системного анализа РАН (В.Н. Лексина, А.Н. Швецова), Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (О.С. Пчелинцева и его коллег), Института экономики РАН (Б.Т. Лагутенко, Л.Н. Лыковой и др.) и созданного в этом институте Центра социально-экономических проблем федерализма, возглавляемого С.Д. Валентеем, специалистов Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (А.Г. Гранберга и др.), Научно-методического центра «Города России»» Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития РФ (В.Я. Любовного и др.).
Тем не менее, в отечественной экономической литературе уделено недостаточное внимание специфике социально-экономической политики региона как самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Поэтому цель нашей работы: определить государственную экономическую политику как механизм социально-экономического развития страны.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
1. Обосновать становление региона как самостоятельного экономического субъекта (выявить социально-экономическую природу современного региона);
2. Определить основных факторов социально-экономического развития региона в Российской Федерации, способствующих его становлению как самостоятельного экономического субъекта (рассмотреть институциональную среду развития региона);
3. Выявить рекомендации и предложения по совершенствованию механизма региональной экономической политики, осуществляемой федеральными и региональными органами власти (на примере Томской области).
Объектом исследования являются субъекты Российской Федерации как основные единицы административно-территориального деления страны и основные формы российских регионов.
Предметом исследования выступают институциональные механизмы, используемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ для разработки и реализации эффективной региональной социально-экономической политики.
Работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литературы (21 источник).
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………..……………………3
Глава 1. Социально-экономическая природа современного региона….…6
Глава 2. Институциональная среда развития региона………..……………8
Глава 3. Основные направления совершенствования институциональной среды региона (на примере Томской области)…….13
Заключение…………………….………………………………………………..34
Литература………………………..……………………………………………..36
1,200 руб.
Заключение
В настоящее время, когда центр тяжести экономической политики должен быть переориентирован с внешних на внутренние источники развития, необходимо осуществить переход от экспортно-сырьевого сценария к сценарию регионально-ориентированного развития. Это означает, что во главу экономической политики должно быть поставлено наращивание воспроизводственного потенциала регионов методами обустройства территории и развития человеческого потенциала.
В современных социально-экономических условиях развития России многие ученые ведут активный поиск путей и методов решения актуальных проблем развития регионов нашей страны. Особенно дискуссионный характер приобретает вопрос об определении целей, задач и методов реализации государственной региональной политики, роли государства, тех или иных институтов в решении социальных и экономических проблем, появившихся в регионах при переходе к рыночным условиям хозяйствования.
Большинство из этих проблем недостаточно раскрыто в экономической литературе, а некоторые из них носят политическую или конъюнктурную окраску. Проблемы, связанные с региональной политикой, находят отражение в различных программах Правительства РФ. Однако многие аспекты, как теоретико-методологического, так и прикладного характера, связанные со спецификой ее воздействия на различные регионы и сферы деятельности, остаются не освещенными в полном объеме.
В рамках нашей работы определены следующие выводы:
1. Сформулирован и обоснован тезис о необходимости выделения в составе экономических субъектов наряду с домашними хозяйствами, фирмами, государством, также и регионов. Выделение региона как самостоятельного экономического субъекта основано на появлении у регионов качественно новых признаков при переходе к рыночным отношениям: 1) укрепление целостности экономической системы региона, организующей воспроизводственные процессы в пределах собственной территории; 2) усиление экономических связей в пределах региона, и преобладание внутрирегиональных связей над внешними; 3) смещение внешних связей и воздействия на регион со стороны федерального центра преимущественно в финансовую сферу.
2. Выявлены основные функции региона как экономического субъекта: создание необходимых условий для эффективного развития всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемой на его территории; организация воспроизводства качественных ресурсов в собственных границах; производство общественных и квазиобщественных благ.
3. Определены основные факторы, способствующие становлению региона как самостоятельного экономического субъекта: наличие особого (регионального) интереса; регионализация экономики, и, как следствие, новая роль регионов в организации хозяйственной жизни; федеративная форма государственного устройства, определяющая полномочия субъекта и степень централизации и децентрализации государственного управления; инфраструктурный комплекс региона, составляющий материальную основу его экономической самостоятельности; система институтов, обеспечивающая функционирование регионов как экономических субъектов, среди которых особое место занимает региональная экономическая политика, проводимая федеральными и региональными органами власти.
4. Выделены основные институциональные инструменты создания условий для развития территорий современной России:
• Переход к повсеместному (во всех субъектах Российской Федерации и
муниципальных образованиях) и обязательному перспективному
планированию как средству привлечения инвестиций;
• Федеральные и региональные целевые программы, наиболее важное
качество которых заключено в их антиинерционном потенциале;
• Институт особых экономических зон как инструмент развития
проблемных регионов.
1,200 руб.
Литература:
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. М., 1991.
2. Березин И.С. Краткая история экономического развития. Учеб. пособие. М., 1998.
3. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика [Текст] / И.Я. Богданов. - М.: ИСПИ РАН.- 2001.
4. Глазьев С.Ю. О выборе стратегии будущего развития// Свободная мысль - ХХI век, 2001, № 2.
5. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
6. Калашников А. Понятие рисков и угроз экономической безопасности региона// Национальные интересы, приоритеты и безопасность, 2007, № 7.
7. Корманов Ю. О повышении конкурентоспособности экономики// Экономист, 2006, № 8.
8. Кремлев Н.Д. Вопросы оценки экономической безопасности региона// Вопросы статистики, 2001, № 2.
9. Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2002.
10. Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие. М., 1997.
11. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. М., 2004.
12. Основы экономической теории /Под ред. Камаева В. Д. М., 2000.
13. Русецкая Э Экономическая безопасность страны: теоретико-методологические аспекты// Национальные интересы, приоритеты и безопасность, 2006, № 3.
14. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.
15. Учебник по основам экономической теории /Под ред. Камаева В. Д. М., 2001.
16. Щедровицкий П. Государственная политика регионального развития в РФ: проблемы и перспективы // Формула развития. Сборник статей: 1987-2005. — Москва, Архитектура-С, 2005.
17. Экономика / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко и др. М., 2003.
18. Экономическая безопасность России: общий курс: Учебник [Текст]/ Под. ред. В.К. Сенчагова.-М.: Дело.- 2005.
19. Экономическая теория / Под ред. Деминой М. П. Иркутск, 2003.
20. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. 2004.
21. Якунин В.И., Макаров В.Л., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Лексин В.Н., Симонов В.В., Роик В.Д.
Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике.
В 5 т. М.: Научный эксперт, 2008.
1,200 руб.