ГлавнаяГотовые работы Культурология как наука.

Готовая контрольная работа

на тему:

«Культурология как наука.»









Цена: 750 руб.

Номер: V36827

Предмет: Культурология

Год: 2009

Тип: контрольные

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение

«Наука о культуре должна
вобрать в себе множество поднаук
и объединить их в единую великую
науку».
Джеймс Фейблман (1).

Проблемы культуры изучались во всех странах в соответствии с их научными традициями, особыми проблемами и идеологиями. В Германии они ставились в широком философском контексте. Больше всего немецких философов интересовал человеческий разум и то, как он проявляется в природе, истории, науке, искусстве, религии. Немцы хотели, можно сказать, \"понять разум - разумом\", но не преуспели в этом. Ведь именно в Германии Кантом были впервые провозглашены \"границы чистого разума\". Немецкие философы особенно резко возражали против использования естественнонаучной методологии в исторических науках, именно они провели четкую грань между науками о природе и науками о культуре - на том основании, что понимание природы связано с познанием законов, а понимание культуры - с отнесением культурных явлений к ценностям. В Англии \"чистый разум\" никогда не имел столь высоких притязаний, как в Германии, привычно отступая перед обычаем, \"политическим разумом\" и здравым смыслом. Эмпирическая, практическая направленность ума характерна для британских ученых. Задачи управления колониями, народами, душу которых англичане никогда не стремились глубоко понять, (\"Запад есть Запад - Восток есть Восток\"), направляли внимание английских обществоведов на изучение регулятивных принципов, институтов, служащих основой социального порядка и управления.
В США с их пестрым национальным составом, обострившейся классовой проблемой, а также в связи с их усилившейся мировой эмансипацией многие исследования приобрели этнопсихологическую направленность. Американские этнологи и антропологи выступали против расизма, в защиту свобод личности и прав малых народов. Их интересовали своеобразие этнических культур, контакты между ними, положение человека \"на рубеже культур\". В центре внимания оказывались, с одной стороны, устойчивое бессознательное \"ядро\" культуры, укорененное в личности, а с другой - технологичность и адаптивность культуры, как социальной системы, ее связь с природной средой, хозяйством и витальными потребностями человека.
Об осмыслении проблем культуры в России следует говорить особо. В конце прошлого века у нас появилось немало философских и социологических работ, посвященных специально этим проблемам. Для русской социологии особенно характерно этико-субъективное, культурологическое направление, в котором анализ социальных отношений сочетаются с литературной критикой, эзоповским толкованием отечественной злобы дня, острыми выпадами против политиков и писателей, непринужденной беседой с читателем. Изучать историю социологии и культурологии в России вряд ли можно, игнорируя работы Чернышевского, Лаврова, Михайловского, Плеханова, Ленина. Но кто они такие? Ученые, морализирующие публицисты или философствующие политики? Русским людям свойственны синкретизм, конкретность, образность, диалогичность мышления, а также \"всеотзывчивость\", любопытство, любовь к тайнам и запретным знаниям. Поэтому русские хотели понять жизнь, да и самих себя - не разумом, а сердцем. (\"Умом Россию не понять...\"). Да и вообще, ничего нельзя понять только умом.
Основная цель проективной культурологии - выработка стратегии деятельности, выявление наиболее перспективных целей, достижение такого состояния общества, в котором доминировали бы мир, сотрудничество, следование закону, открытость, свободное развитие личности. Эти и другие цели могут быть реализованы только при условии, если мы сегодня начнем вкладывать в них свои силы и ресурсы. Наши стратегические цели - это воспитание, наука, образование, искусство. Рыночные отношения не могут, и не должны сколько нибудь широко распространяться на область культуры.
Культура вырастает из семени, подобно растению. И если ухаживать за ней, заботясь о ее здоровых ростках и вовремя отбрасывая больные, уродливые, то можно многого достигнуть.
Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного \"культур, пространства\" как естественной среды становления и развития человека.
Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к-рых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания. В культурология, науках до сих пор не разработан и не систематизирован сколь-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса К.к. происходит в основном стихийно, путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и др. областей познания, по мере небходимости модернизируемых в соответствии с аналитич. нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых К.к. не имеет прямых аналогов в других науках (или такого рода аналоги не релевантны целям культурологич. познания; например: категории худож. формы и культурной формы отмечают весьма разнящиеся наборы признаков) и нуждается в самостоят, разработке и обосновании.
Корифеи филос., обществ, и худож. мысли в своих суждениях о культуре, как правило, использовали общефилос. и общегуманитарные категории, акцентирующие гл. обр. «положит.» и качественные стороны этого явления (духовность, гуманистичность, просвещенность, прогрессивность, цивилизованность, высоконравственность, креативность, созидательность, творческую ориентированность и т.п.), противопоставляемые дикости, варварству, аморализму и пр.
Антропологи-эволюционисты оперировали в основном категориями, относящимися к истор. макродинамике культуры (прогресс, эволюция, адаптация, усложнение, универсалии, социальный организм, разделение труда, специализация функций, социальный контроль и пр.).
Представители циклич. (цивилизационных) направлений активно формировали К.к., отражающие аспекты локальности и самодостаточности культурных явлений и процессов (культурно-истор. тип, цивилизация, этничность, «культурная монада», самобытность, самоценность, пассионарность, цикличность, ритм, фазы существования, «расцвет», «надлом» и «закат» цивилизаций, культурный релятивизм и др.).
Структурные функционалисты использовали категориальный аппарат, характеризующий преимущественно социально-микродинамич. и организационно-регулятивный аспекты культуры (интересы и потребности, социальные действия, институты и системы, иерархия, функции, управление, взаимодействие, дифференциация, функциональная взаимозависимость, нормы, цели и ценности, аномия, воспроизводство структуры, снятие напряжений и т.п.).
Структуралисты выделяли К.к., в наибольшей мере тяготевшие к семантико-семиотич. анализу культуры и аналогиям со структурной лингвистикой (знаки, символы, символич. системы, структуры сознания и отражения, коммуницирование, текстуальность и кодифицированность культуры, символич. обмен, структурное моделирование культуры как языка, эпистемы, упорядоченность, бинарные смысловые оппозиции, означающее и означаемое, ментальности, социальные стереотипы и пр.).
Представители разл. психол. школ изучения культуры пользовались К.к., относящимися к сфере мотивации культурнообусловленного поведения (мораль, запреты, санкции, поощрения, конфликт, агрессия, страх, влечение, инстинкты, сознательное и бессознательное, архетипы сознания, структура личности, лидерство, власть, референтные группы, нарциссизм и т.п.). Существует и множество иных культурологич. школ и подходов со своими специфич. К.к. Разумеется, приведенное разделение К.к. по отд. направлениям и школам является сравнительно условным. На практике происходит постоянный обмен отдельными К.к. между разл. метод ол. направлениями изучения культуры, что ведет к постепенному формированию более или менее устойчивого ядра категориального аппарата, используемого культурологич. науками в целом.





______________________________
1. Джеймс Фейблман (1).



1. Предмет исследования культурологи, как науки

Культурология - это наука о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, этнических и социальных, региональных и общечеловеческих культурных процессов и явлений, виды, формы, способы и механизмы, законы и результаты деятельности, причинно-следственные, творческие и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.
Культурология изучает объективные и субъективные предпосылки и факторы (познавательные, проективно-продуктивные, аксеологические, коммуникативные, художественные), под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные мотивы, интересы, потребности, цели и ценности, нормы и технологии людей, вещественные результаты их деятельности.
Культурология изучает культурную жизнь и различных обществ, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Важнейшая задача культурологов - научные анализ закономерностей и прогнозирование результатов, последствий процессов, тенденций и механизмов становления и эволюционно-революционного развития социокультурной среды субъектов культуры.
Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории в целом мировой культуры и её этно и социо - культурных составных частей, как её «первокиричиков».
Говоря о предмете культурологии, как науки, нужно иметь в виду 2 основные познавательные ориентации - теоретический и эмпирически-прикладной способы накопления знаний. Соответственно, в культурологии теоретическое накопление знаний развивается по разным научным направлениям - философии культуры (культурфилософия), история культуры, искусствознание, социология культуры, социальная антропология, психология и так далее. Эмпирически-прикладной способ накопления культурологических знаний и анализа - музыковедение, искусствоведение и так далее.
При этом некоторые культурологи нередко ошибочно или противопоставляют все эти области культурологического познания, или подменяют их субъективизмом своей оценки. Они рассматривают и оценивают научное содержание культурологии узко, только как искусствознание, или, как формирование дуалистичной (двоякой) совокупности оценки норм и результатов поведения и деятельности личности и социума на основе, например действия принципов - «приятные - неприятное», «полезные - вредные», а, следовательно, и, соответственно, они трактуются ими как «культурные» или «некультурные».
Существуют и иные точки зрения на предмет культурологии.
Так, В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследования культур много дали для их понимания, одновременно такие исследования обессмыслили культурологию. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специфике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека. Философское понимание культуры представляет собой \"понимание не любой культуры, а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в истории». Поэтому \"философия выясняет не теоретическое, а практическое отношение человека к культуре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его бытия в ней. Под человеком понимается в данном случае не \"человек вообще\", не любой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, стал ее творцом и носителем\". (1)
Культуролог Э. А. Орлова противопоставляет теоретическое (научное) познание культуры не только философскому, но и историческому. Она считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизический характер) и \"недоступен эмпирической проверке\", а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений. В области же наук о культуре \"осуществляется методологический синтез сискультурология ограгниченная часть социотематического описания явлений культуры с их объяснением. В науках о культуре основной целью становится понимание того, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры, что в культуре повторяется, а что остается уникальным, почему и в каком направлении, по каким причинам осуществляются культурные процессы\". (2)
Современные культурологические исследования заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, воспринимаемый как непосредственная данность, уяснить их исторические и межкультурные границы (М. Бахтин: \"культура всегда лежит на границах\" с другими культурами и эпохами). Современная культура - это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси \"прошлое-будущее\". Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации.
Культурология есть наука философско-теоретического уровня анализа, синтеза и прогнозирования взаимообусловленных процессов, происходящих внутри человеческой культуры и исследуемых с разных сторон, разными методами многими прикладными науками.
Культурология в той форме, в которой она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда гуманитарных наук - археологии, этнографии, этнопсихологии, философии, социологии, искусствознания, политологии, права и иных. Каждая из этих наук ставила перед собой задачу не исследования культуры в целом, а в изучение некоторых отдельных ее аспектов.
Археология рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения человека («материальную культуру»). В этнографии под культурой понимается специфический для определенного этноса комплекс обычаев верований, особенность труда и быта людей, и представители этой отрасли исторического знания исследуют эти аспекты культуры, полученные в ходе изучения истории культуры полученных в ходе изучения истории культуры, дают материал для описания конкретных исторических особенностей развития культуры.
В отличие от этих исторических наук культурология не просто фиксирует какие-то особенности, а использует их для выявления архетипов современной культуры и понимания ее как итога исторического развития. Культурология систематизирует исторические факты, выявляет общие закономерности социокультурного процесса.
У культурологии также очень тесная связь с философией культуры, философия культуры как составная часть философии исследует культуры в философском аспекте, то есть в рамках своего объекта, предмета и характерной для нее методологии. Философия является теоретической основой мировоззрения. И своеобразие подхода философии культуры в изучении культуры проявляется в том, что исследование философией культуры носит мировоззренческий характер. В этих исследованиях проявилось своеобразие той или иной философской школы, течения, направления.
Философские школы и течения акцентируют внимание на экзистенциальных проблемах человеческого бытия, а философия культуры, отражая человеческие ценности и человеческое отношение к миру, обращается к предельным смысловым основам бытия, рассматривает вещи и весь мир в их человеческом ценностно-смысловом измерении. Философские школы и течения сосредотачивают свое внимание на проблеме познавательных отношении человека к миру (характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и используемых в познании научных методов), а философия культуры стремится выявить своеобразие структуры и методов познания культуры в отличие от методов познания природы.
В связи с принципиальным различием методов исследования природы и культуры все науки были разделены на науки о природе и науки о культуре, а культурфилософия приобрела самостоятельный статус. В рамках философии она исследует идеи культуры, цели культуры, принципы и предпосылки культуры, различные формы культуры с точки зрения их значения для человека, соответствия идеальным целям и ценностям культуры, прогнозируя последствия культурной деятельности субъектов культуры.
Философия культуры, при всем различии подходов к исследованию культуры, по отношению к различным наукам о культуре исполняет роль методологии. Философская методология (т.к. Философия исследует человеческий смысл бытия) позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не просматриваются средствами специальных наук о культуре. Таким образом, между философией культуры и культурологией в ее современном виде существуют тесные отношения: философия культуры нацелена на понимание культуры в контексте бытия (всеобщего), культурология же рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный исторический и иной эмпирический материал.
Тесная связь существует у культурологии и с социологией культуры. Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой.
Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов кодов технологий, идеологий и др.). В культурологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности – культуры.
Отсюда, научный статус культурологии – синтезировать в своих исследованиях весь накопленный научный и прикладной комплекс источниковедческого материала, выводов, обобщений и знаний с целью выявления и структурирования онтологических, аксиологических и иных причинно-следственных, функциональных и прогностических факторов в деятельности и взаимном системном влиянии человека и социума, и, соответственно, - на них ими созданной предметной, технологической, информационной, нравственной, художественной, политико-правовой, экологической и иной «вторичной природы» - культуры человечества
Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер понимания предмета исследования культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному выводу о том, что якобы не существует вообще такого объекта, как человеческая культура, во всяком случае, в том же смысле, в котором мы говорим про объекты естественных наук. Поэтому они предлагают считать, что понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов, а некое концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.
Таким образом, понятие «культура» почти во всех зарубежных и российских культурологических исследованиях фиксирует субъективную точку зрения исследователя на совместную жизнь людей, а не на реально существующий причинно-следственный «предмет» или «объект» исследования причин, технологии, результатов человеческой культуры. Но, с другой стороны, человеческая культура существует как факт, как система, которые требуют научного познания, исследования и управления.
Культурология, как наука, принадлежит одновременно к области социального знания (связана с социологией и антропологией), использующего количественные методы сбора данных, и к гуманитарному знанию (философия культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Именно поэтому, культурологию, из-за этой множественности её источниковедческой базы и из-за нежелания и сложности обладать энциклопедичностью знаний данных частных наук, некоторые исследователи ошибочно воспринимают и трактуют как суммарное обозначение целого комплекса наук, самостоятельно изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования или подменяют узко искусствоведческим смыслом исследования только художественного творчества.
Культурология – аналитически синтезирующая научная дисциплина. Это гуманитарная наука о сущности, причинно-следственных и прогностических закономерностях существования и развития культуры личности и социума.
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного \"культур, пространства\" как естественной среды становления и развития человека.
Объектами научного исследования культурологии являются как человеческая культура в целом, так и отдельные явления культуры - материальная, духовная, культура личности, бытовая, профессиональная культуры, искусство, религия, культура семьи и социальных групп, территориальных и региональных сообществ, их этнические и социальные проявления и так далее.
Объективность и результативная эффективность научного исследования зависят от методов исследования.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса...
Направления культурологии
- социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
- Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных \"текстах\" культуры\".
- Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Вывод:
Культурология - это прежде всего наука о культуре. Часть слова \"-логия\" применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической структуры данного знания делать дедуктивные выводы. Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что культурология как область междисциплинарного исследования, включает в себя ряд наук, которые мы можем назвать «культурологическими», а также имеет пограничные зоны исследования с историей, лингвистикой, психологией и другим дисциплинами. Таким образом, ученый, называющий себя культурологом, заведомо оказывается противопоставлен коллегам более узких специализаций и неизбежно встречается с обвинениями в «нарушении границ». И здесь следует заметить, что зачастую обвинения специалистов смежных областей имеют свои веские основания. Как я уже писала, чтобы быть культурологом, надо быть эрудитом. Ибо в противном случае, оказывается не возможным говорить о серьезных исследованиях, но лишь о спекуляциях. Культурология как комплексное исследование обретет свое законное место тогда, когда получит и достойных ее специалистов, которых пока, увы, исключительно мало. Поддаваясь некоторой «научной моде» и пользуясь свободой в силу еще не разработанного поля междисциплинарного исследования, культурологами называют себя все, кому заблагорассудится. Преподавание данной дисциплины часто осуществляют исключительно далекие от нее специалисты, особенно это проявляется в средних учебных заведениях, к примеру, ведут культурологические занятия инженеры, физики, фармацевты и т.д. Причем они сами полагают свои знания вполне достаточными.





_________________________
1. Межуев В. М.. Теоретические исследования культур, 1994
2. Орлова Э. А. Философский подход к изучению культуры, 1992.


2. Культурология в системе социально-гуманитарного знания.

Культурология ограниченная часть социогуманитарного знания, а, следовательно, и для нее характерны общие методологические принципы и познательные процедуры. Культурология формировалась как интегративная область знания, а, значит, надо обнаружить ее истоки для более полного понимания проблем.
В крупном плане науки делятся на естественные (науки о природе), социальные (науки об обществе), гуманитарные (знание о человеке) и технические (сфера техники и технологии). Классификация эта, как и любая другая, в значительной мере условна, потому что жизнь природу вокруг нас, продукты деятельности человека, то есть искусственная среда.
В рамках социальных наук изучаются человек и социальные системы, культурные объекты и процессы, которые формируются в результате взаимодействия людей между собой и природой в процессе совместной жизни и деятельности.
Если сравнивать предмет социальных и естественных наук, легко заметить, что социальная жизнь, несмотря на кажущуюся легкость ее познания в силу повседневного участия в ней каждого человека, труднее поддается научному анализу. Так как формы социальной жизни из – за включенности в нее наблюдателя не наблюдаются непосредственно, а их выявление предполагает специальные, отличительные от естественнонаучных, способы остранения реальности.
В естественны науках допустимо рассматривать природные процессы как независимые от познающего субъекта. В социальных науках субъект познания частично совпадают. Отсюда – идеологическая «нагруженность» социально – научного познания, то есть явная или неявная представленность в нем различных социальных интересов.
В естественных науках используются преимущественно количественные и экспериментальные методы познания. В социально – научном знании их использование затруднено, так как в науках о человеке и обществе исследователь никогда не может дистанцироваться в такой мере от изучаемого объекта, чтобы стало возможным строгое использование экспериментального метода. Исследователь участвует в социальной жизни даже собственным актом познания.
Целостное видение многомерно, схватывает не только линейные связи, по горизонтали, но и точечные, по вертикали. Целостность достигается через способность видеть как бы сверху, с высоты, что позволяет уловить одновременность этих связей, не только их последовательный, но и одновременный характер, когда в одном присутствует все: в миге – вечность, в точке – полнота бытия. Как говорил один японский поэт Сэн – Цань (VII) век: «Нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего – все в одном, одно во всем».(1) Мри, возникший когда – то из точки, - сингулярен, он присутствует в каждой точке, и в этом основа его единства. Недаром перед смертью Будда произнес: «Состоящее из частей подвержено разрушению, трудитесь прилежно».
Так, в рамка гуманитарного знания ХХ веке все более утверждается рациональная рефлексия к основаниям познания, что сближает такое познание отношений человека и мира со сходными процессами, происходящими в связи с изучением природы. Они базируются на противопоставление концепции реальности, вытекавшее из существа аналогичного метода, и представления реальности, которое связывалось с индивидуальным, духовно – синтетическим опытом личности.
Поэтому Э. Дюркгейм настаивал на применении в социальных науках объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выражая основной принцип своей методологии в знаменитой формуле: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».(2)
Гуманитарная оппозиция аналитическому методу социально – научного знания, а также критика науки в целом не только как формы мышления, но и как социального института выражают сомнение в совместимости методов и результатов научного исследования с явными целями общества.
Самый серьезный из этих аргументов состоит в том, что объект для обоих видов знания один и тот же, гуманитарное и социально – научное описание лишь дополнят друг друга. Предметом гуманитаристики является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности, когда она выделяется из среды, способна совершать выбор. Это проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа. Часть этого знания входит критериям предмета научного познания. Есть, однако, и другая часть, которая связана с понятиями чувствования, интуиции, веры или например, эзотерическое знание. Поэтому понятие гуманитарного знания – более широкое, чем гуманитарной науки, так как может включать в себя сферы, которые в строгом смысле научным знанием не являются.
Как справедливо отметил академик Д.С. Лихачев, XXI век - это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете всякая культура гуманитарна, ибо она идет от человека и служит человеку. Культуpa человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: его пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т.д. Без общей культуры зачахнут и точные науки, и сама техника. Только гуманитарная культура может стать фундаментом этики, нравственности. (3)
Для социальной науке главное – выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ глубинных, часто индивидуально неосознаваемых детерминирующих структур, влияющих на поведение людей, когда мотивация этого поведения для них неочевидна.
Вывод:
Культурология - это прежде всего наука о культуре. Часть слова \"-логия\" применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической структуры данного знания делать дедуктивные выводы. Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.
Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать «отца кибернетики» Н.Винера: «Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики». Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация «естественников», в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.
Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.




















_________________________
1. Сэн – Цань (VII) век. // Японская философия. М., 1992
2. Дюркгейм Э. Трагедия как социально - философская категория. //Философские науки. М., 1994. №4.
3. Лихачев Д.С, XXI век. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.


3. Методы культурологического исследования.
3.1. Герменевтика
Методы культурологии есть способы и механизмы выявления, познания объективных закономерностей, понимания и объяснения. Каждая культура рассматривается как система, имеющая свою структурную сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального - иррационального (не логического) объяснения или научного анализа.
Рациональное объяснение, исходя из его всеобщей сущности, выделенной из зафиксированной в формах мышления, есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса.
Это предполагает использование идей и методов философии, которая выступает фундаментальной методологической основой культурологии. В этом смысле методы культурологических исследований - это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых при анализе культуры.
Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована субъекту (человеку) и не существует вне живой связи с ним. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.
В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время, корректируясь этим объяснением. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Таким путем происходит взаимообогащение культур.
На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно-исторических процессов - герменевтика (от rp. Hermeneutics - разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Она возникла в античную эпоху.
В современной культурологии - это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности с личностной точки зрения. Например, «ученые считали, что главным носителем и понимания исторических образований и явлений культуры является язык».(1)
Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений», способствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи.
Таким образом, культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система иррационального понимания и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.
«Идеографические» методы (методология «понимания») способна отображать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как - похожее-непохожее, трудновыразимое, уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью, вне представления онтологической структуры гносеологии (познания), сложно определить форму самой изменчивости или целостности для анализа социокультурной динамики выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и так далее.
Иначе структуру и процесс «понимания для объяснения» рассматривает гносеология культуры, как системное научное познание человеком самого себя и окружающего мира (социума), их взаимоотношение друг к другу и к природе.
Методы культурологии
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Вывод:
Базируясь на данных и выводах, получаемых целым рядом научных дисциплин – археологии, истории, психологии, антропологии и др. – культурология формирует новое пространство анализа и вырабатывает собственные критерии оценки тех или иных феноменов человеческого существования. Ключевым для культурологии является понятие повседневности: внимание к феноменам рутинного бытия отличает ее от гуманитарных дисциплин, исследующих явления уникального порядка (например, истории).





























__________________________
Дильтей В. и Гадамер Г. Основоположники подхода к герменевтике.
750 руб.

Похожие работы:

Психология профессионального образования: предмет, задачи, связь с другими науками 

Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование ...

1. Логистика как наука и учебная дисциплина. Причины, ход и проблемы ее развития 

Логистика — это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных ...

Биоритмология как наука 

Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, занимается особая наука — биоритмология. ...

Синергетика – наука, изучающая динамические процессы в разных системах 

В последние годы наблюдается стремительный и бурный рост интереса к междисциплинарному направлению, получившему ...

Поиск по базе выполненных нами работ: