Введение
Актуальность изучения данной темы обусловлено своеобразием русской культуры - важнейшей составляющей которой является русская философия, которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии. Русская философия – явление уникальное. Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации. Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов. Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания. Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам. Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины. Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде. Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные: С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии (религии, партии) С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.
Цель исследования – проанализировать особенности развития русской философии.
Задачи исследования:
1. Обосновать предпосылки развития русской философии
2. Изучить особенности истоков русской философии XIX – начала XX веков
3.Проанализировать роль В. Соловьева и Н. Бердяева в истории становления русской философии.
4. Определить актуальные проблемы современной русской философии.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы развития русской философии XIX – начала XX веков
1.1. Предпосылки развития русской философии……………………………….5
1.2. Западничество и славянофильство как истоки русской философии XIX – начала XX веков…………………………………………………………………10
Глава 2. Специфика расцвета и современного состояния развития русской философии
2.1. Роль В. Соловьева и Н. Бердяева в истории становления русской философии………………………………………………………………………..32
2.2. Актуальные проблемы современной русской философии………………42
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………………………………………55
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Русская философия XIX и начала XX в. имеет всемирное значение. Философия – это особая наука со своим предметом исследования; в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. В мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются “образы” прошлого и ”проекты” будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения. Мировоззрение – это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные “пласты” человеческого опыта. Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше и будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим.
С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. Понятие мировоззрения употребляется и в более узком понимании: выделяются философское, политическое, художественное мировоззрение, а также врачебное, физическое и т.д. В классовом обществе могут выделяться феодальное, буржуазное, мелкобуржуазное, крестьянское, пролетарское мировоззрение. В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем. Можно выделить следующие из них: Космоцентризм, являвшийся отличительной чертой древней демократической философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой, основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а также нравственность. Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом и определялись через него. Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-XVI веков. В это время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.
3,000 руб.
Список литературы
1. Алексеев П.А. , А.В. Панин. Философия. Учебник. М., Инфра-М. 2003.
2. Гачев Г. , Теория русской ментальности. СПб., Азбука, 2002.
3. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Знание, 2006.
4. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО АСПЕКТ - ПРЕСС, 2004.
5. Есин А.Б. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002.
6. Золкин А.Л. Культурология. М.: ЮНИТИ, 2005.
7. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М.: Щит-М, 2005.
8. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А.А.Радугина. М.: ЦЕНТР, 2005.
9. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. (Т. 1-2). Спб.: Университетская книга, 2002.
10. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А.Марковой. М.: ЮНИТИ, 2004.
11. Культурология. История и теория культуры: Учебное пособие для вузов / Авт. коллектив под рук. В.И.Добрыниной. М.: Центральный институт непрерывного образования общества “Знание”, 2004.
12. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: 2005.
13. Полищук В.И. Культурология. М.: ГАРДАРИКА, 2004.
14. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории культуры. М.: ВЛАДОС, 2005.
15. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.: ЧеРо, 2005.
16. Розин В.М. Введение в культурологию: Учебник для вузов. М.: ИНФРА – М, 2006.
17. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2005.
18. Бердяев Н. Смысл истории. М., 2005.
19. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М., 2007.
20. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 2005.
21. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // В сб.: Культурология. ХХ век. М., 2005.
22. Кассирер Э. Философия символических форм. Постановка проблемы // В сб.: Культурология. ХХ век. М., 2005.
23. Лосев А.Ф. Античная эстетика. М., 2004.
24. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 2001.
25. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // В изд.: Фридрих Ницше. Собр. соч. В 2 т., Т.1. М., 2000.
26. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2002.
27. Тойнби А. Постижение истории. М., 2001.
28. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 2007.
29. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 2005.
30. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 2001.
31. Фрейд З. Тотем и табу. М., 2007.
32. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 2002.
33. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1,2. М., 2003.
34. Юнг К. Архетип и символ. М., 2001.
3,000 руб.