Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что сегодня во всем мире нарушены традиционные ценностные ориентации взаимоотношений в семье. Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать «защитные» механизмы. Низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача, безработица снижают уровень эмоционально-психологического климата в семье. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, основательно утрачены традиции народной педагогики. Усилились конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической незащищенности. Многие семьи постоянно испытывают дефицит средств и времени для воспитания и развития детей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары и услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается в первую очередь на детях. Изменяется место женщины в семье, ее роль в воспитании подрастающего поколения. Растет число внебрачных, подкинутых, беспризорных, эксплуатируемых, развращаемых, истязаемых детей. Распространение ценностей индивидуализма и гедонизма, бездумно насаждаемые худшие образцы зарубежной массовой культуры, продолжающаяся алкоголизация населения, межнациональные конфликты и терроризм создают множество новых препятствий для успешного функционирования семей. Идет переориентация на иные, чем прежде, ценности; дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, новые идеологические установки приводят к напряжению в отношениях отцов и детей. Из всего этого следует: ощутимое падение жизненного уровня; ухудшение социального тонуса и резкая конфликтность во внутрисемейных отношений; затруднение реализации всех функций семьи. В семьях создается негативный нравственно-психологический климат. Преемственность опыта поколений прервана по большинству параметров. Таким образом, существует острая практическая необходимость обосновать опыт семейной психотерапии в России и странах Западной Европы. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «История и современное состояние служб психологической помощи семье в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов)».
Объект исследования – психологическая помощь семье в России и Нидерландах.
Предмет исследования – специфика организации психологических служб в России и Нидерландах.
Цель исследования – провести сравнительный анализ организации психологической помощи семье в России и Нидерландах.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать развитие службы психологической помощи семье и основные подходы к определению психологической работы и психологической службы в России и Западной Европе (на примере Нидерландов).
2. Изучить систему организации психологической работы с семьей в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов).
3.Проанализировать психологические проблемы современной семьи и особенности профессиональной деятельности психолога в службе психологической помощи семье в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов).
4.Определить возможные перспективные пути развития психологической работы с семьей в России.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.История и современное состояние служб психологической помощи семье в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов)
1.1.Развитие службы психологической помощи семье и основные подходы к определению психологической работы и психологической службы в России и Западной Европе (на примере Нидерландов)……………………………………...5
1.2.Сравнительный анализ структуры и организации деятельности психологической службы помощи семье в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов)………………………………………………………………9
Глава 2. Организация психологической работы с семьей в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов)
2.1. Основные цели, задачи и принципы психологической работы в службах психологической помощи семье в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов)……………………………………………………………………….15
2.2. Психологические проблемы современной семьи и особенности профессиональной деятельности психолога в службе психологической помощи семье в России и в Западной Европе (на примере Нидерландов)……………….18
Глава 3. Состояние и перспективы развития служб психологической помощи в России……………………………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Психологическая помощь - емкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения такого метода социологических обследований, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов, восходящих к медицинской психотерапии, без которых тонкая живая ткань отношений психолога - консультанта и его клиента может легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться то ли в морализаторство, то ли в простое выражение сочувствия.
Психологическая помощь семье - разновидность групповой терапии, целью которой является преобразование отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов, преодоление негативной психологической симптоматики и повышение функциональности семейной системы
Семья представляет собой особую социальную группу, взаимодействия в которой подчинены строгим социальным закономерностям, нарушение которых может привести к семейному неблагополучию. Многочисленные исследования показали, что семья существует, как единое самостоятельное целое. Семья сходна с организмом в том, что роли и действия ее членов составляют жизненный баланс, условие ее жизнеспособности. В связи с их жизненной важностью они очень устойчивы и выполняются неосознанно.
Нарушение нормального функционирования семьи необходимо рассматривать комплексно, учитывая как внешние, так и внутренние факторы неблагополучия. С учетом этих факторов должна строиться концепция психологической работы с семьей
Анализ состояния развития социально-психологической службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования. Однако, закрепляя и используя в работе этой новой для России службы положительные тенденции, следует теснее увязывать ее деятельность с основными направлениями государственной семейной политики и Основными направлениями государственной социальной политики.
Появление новых технологий в работе психологической службы семьи и детей будет способствовать повышению качества социальной защищенности семьи, особенно тех, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Но это возможно лишь в случае, когда социальные услуги будут по объему и качеству соответствовать государственным нормам социального обслуживания семьи.
Поэтому необходимо разработать государственные стандарты, которые определят основные требования к объему и качеству психологических услуг, оказываемых семье, и повысят эффективность их использования.
1,200 руб.
Список литературы
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом «Nota Bene», 1998.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – С.12.
3. Берковский В.А. Семья в системе факторов, определяющих жизненные стратегии старшеклассников. Дис. … канд. соц. наук. – М., 2006. – 181 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – М., 2001.
5. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / Пер. с англ. – М., 1997. – 412 с.
6. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи / / Вопросы психологии – 1985. – №2. – С.17-28.
7. Гуров В.Н. Дифференцированный подход в социальной работе с семьей. – М., 2002. – 138 с.
8. Гуров В.Н. К вопросу о технологии социальной работы с семьей / / Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения. Т.1. Кн.2. – М., 1997. – 400 с.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: ЦСП, 1996. – С.173.
10. Есенина Е.Ю. Эволюция представлений о личностных и профессиональных качествах учителя в педагогической теории и общественном сознании России XVIII – начала XX века. Дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 183 с.
11. Жигалкин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка. Дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2004. – 167 с.
12. Иванцева И.И. Деформация института семьи как фактор социального неблагополучия детства. Дис. … канд. соц. наук. – Хабаровск, 2004. – 161 с.
13. Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России. Дис. … канд. соц. наук. – Краснодар, 2005. – 137 с.
14. Клемантович И.П. Семьеведение. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М., 1997. – 38 с.
15. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.
16. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 135 с.
17. Кожевникова Е.В. Становление и развитие проблематики семьи в отечественной социологии. Дис. … канд. соц. наук. – М., 2006. – 154 с.
18. Коллонтай А. Общество и материнство. - М., 1921. – С.26 – 41.
19. Курманова Н.С. Психологическая коррекция детско-родительских отношений как профилактика педагогической и социальной запущенности подростков. Дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003. – 233 с.
20. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. – Л.: Медицина, 1979. – С.297 – 310 с.
21. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психология. – М., 1994. – 360 с.
22. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 1981. – С. 95.
23. Плотниекс И.Е. Психология в семье. – М., 1991. – 200 с.
24. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Под. ред. Петровской Л.А. – М., Прогресс, 1990. – С.64 – 67.
25. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. – 160 с.
26. Решетова М.Н. Проблемы современной семьи Бельгии и Нидерландов - М., 2005.
27.Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. – 290 с.
28. Соловьев Н.А. Брак и семья сегодня. – Вильнюс: Минтис, 2002. – 226 с.
29. Соловьева И.Ю. Стабильность семьи как социально-философких проблема. Дис. … канд. философ. наук. – М., 2005. – 160 с.
30. Чуприна А.А. Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка. Дис. … канд. философ. наук. – Ставрополь, 2005. – 169 с.
31. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. – М.: Фолиум, 1996. – 48 с.
32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: «Питер», 2001. – 652 с.
33. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуации характера, неврозах и неврозных ситуациях. – М., 1992. – 22 с.
34. Юстицкий В.В. Эти трудные почти нормальные семьи / / Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32 – 34.
1,200 руб.