Психологическое консультирование является относительно новой областью психологии. Появление психологического консультирования связано с общественной необходимостью в психологических услугах - многие люди, не имеющие клинических нарушений, нуждаются в психологической помощи. Они могут испытывать трудности в повседневной жизни: проблемы на работе, неурядицы в семье, проблемы в установлении межличностных контактов, недостаток аутосимпатии и т.п.
Психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент психолог-консультант может помочь человеку преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого человека, а также лучше понять жизненную ситуацию клиента и принять верное решение.
Психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни.
Одна из основных тенденций в развитии психологического консультирования связана с растущей потребностью в повышении эффективности оказания психологических услуг населению. В данной связи встаёт вопрос о критериях эффективности профессионального консультирования, о представлениях о критериях психологического консультирования как у специалистов- психологов, так и у клиентов.
Вместе с этим опыт деятельности в данной области пока еще недостаточен, а теоретические обсуждения немногочисленны. Не разработана модель психологического консультирования по критериям эффективности, не выявлены условия, обеспечивающие оптимизацию данного процесса. Не определены приемы, методы, техники, которые дают эффективный результат в практике этого вида консультирования.
Все это позволяет считать исследование актуальным.
Цель исследования – изучение представления о критериях эффективности психологического консультирования.
Объект исследования - психологическое консультирование.
Предмет исследования – представления о критериях психологического консультирования.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности представлений в психологической науке.
2. Исследовать особенности психологического консультирования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
заключается в том, что в работе раскрыты сущностные характеристики психологического консультирования как эффективного средства психологического воздействия на клиента. Показано, что представление к критериях эффективности психологического консультирования имеет в своей основе как индивидуально-психологические особенности личности, так и социальные характеристики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при профессиональной подготовке и переподготовке практических психологов.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы исследования представления о критериях эффективности психологического консультирования 5
1.1. Проблема представлений в психологии…………………………………….5
1.1.1. Понятие представления в общей психологии 5
1.1.2. Социальные представления 8
1.2. Психологическое консультирование 11
1.2.1. Определение психологического консультирования 11
1.2.2. Цели и задачи консультирования 18
1.2.3. Условия и критерии эффективности психологического консультирования 22
Заключение 28
Список литературы 30
1,200 руб.
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что:
• представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта;
• представление как социально–психологический феномен основано как на сугубо психических, так и социальных факторах и обусловлено индивидуальными и типологическими характеристиками личности;
• психологическое консультирование - это специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе; основным средством воздействия консультанта на клиента является консультативная беседа;
• основную цель психологического консультирования определяют как оказание психологической помощи; целью психологического консультирования является достижение того, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения;
• главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры;
• одной из составляющих эффективности являются требования к консультанту, которые включают следующие характеристики: требования к психологическим особенностям личности консультанта; требования к профессиональной подготовке консультанта; этические требования;
• выбор критериев эффективности психологического консультирования определяется ее целями и принятой консультантом теоретической концепции.
1,200 руб.
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995. – 286с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Академия, 1995. – 294с.
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Класс, 1999. — 208 с
4. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение,1982. - 200с.
5. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – Киев: Наукова думка, 1995. – 128 с.
6. Капустин С. А. Границы возможностей психологического консультирования// Вопросы психологии. – 1993. - №5. – С.50-56.
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Класс, 2001. – 544с.
8. Копьев А.Ф. - Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники //Московский психотерапевтический журнал. – 1992, №1. – С.34-39.
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 426с.
10. Ломов Б. Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. 1985. - № 6. -С. 85-92. (338)
11. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 684 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2003. - 592с.
13. Мастеров Б. М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1998. –24 с.
14. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Речь, 2000. – 428с.
15. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995,№1. - С.3-17.
16. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2000. – 526с.
17. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. – М.: Персонал, 2008. – 232с.
18. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991.-285с.
19. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
20. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000. – 646с.
21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 368с
22. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М.: Академия, 2000. – 428с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Сп-б.: Питер, 2003. - 623.
24. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Просвещение, 1990. – 338с.
25. Семья в психологической консультации./ Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Просвещение, 1989. – 384с.
26. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. - СПб: ХИМИЗДАТ, 2001. - 288 с.
27. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ.Сер.14.Психология. - 1981,№2. - С.15-28.
28. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. – М.: Владос, 2001. – 348с.
29. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-90 годов. - М.: ИНИОН РАН, 1996. – 184с.
1,200 руб.