Введение
Содержание
Заключение
Литература
Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Бли-жайшим следствием ограниченности является конкуренция, соперничество за использование ресурсов. Поведение потребителей и производственных фирм рассматривается через призму такой конкуренции. Однако не всегда ограни-ченность благ ведет к соперничеству за их потребление. С этой точки зрения все блага можно разделить на частные и общественные.
В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их про-изводство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть пе-реложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Другой крайностью, противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и не-исключаемостью в потреблении. О них пойдет речь в данной работе.
Цель данной работы – рассмотреть основы теории общественных благ и ее практическое применение. С учетом специфики заданной темы структура рабо-ты позволяет последовательно рассмотреть основные теоретические положе-ния, относящиеся к общественным благам (часть 1), производство (часть 2) и распределение общественных благ (часть 3).
Теория общественных благ достаточно подробно разработана современной экономической наукой и широко освещена в экономической литературе. При подготовке данной работы использованы, в основном, материалы из учебной литературы по макроэкономике и экономической теории.
1,200 руб.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Основные теоретические положения об общественных благах:
1.1. Понятие и классификация общественных благ . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Признаки и характеристики общественных благ . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Закон Энгеля о потреблении общественных благ . . . . . . . . . . . . . 7
2. Производство общественных благ:
2.1. Государство как основной производитель
общественных благ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Эффективность производства общественных благ . . . . . . . . . . . . 10
2.3. Финансирование производства общественных благ . . . . . . . . . . . 15
3. Распределение общественных благ:
3.1. Проблема объемов предоставления общественных благ . . . . . . . 20
3.2. Проблема эффективности распределения
общественных благ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.3. Проблема бесплатного получения общественных благ . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1,200 руб.
1. Общественные блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять общественные по-требности. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подраз-деление общественных благ на материальные и нематериальные. Обществен-ное благо обладает следующими свойствами: неисключаемостью, неделимо-стью и неконкурентностью.
2. Основным производителем общественных благ является государство. Можно выделить следующие основные виды производимых государством об-щественных благ: институциональные, защитные организационно-институциональные блага, блага чистого и смешанного характера для удовлетворения принципа социальной справедливости данного общества. Производство и рас-пределение частных благ являются Парето-эффективными, если предельная норма субституции любой их пары одинакова у всех потребителей и равна пре-дельной норме продуктовой трансформации этих благ.
3. Когда общественное благо может предоставляться в различных объемах, условие эффективности состоит в том, что сумма предельных готовностей пла-тить должна равняться предельным издержкам при оптимальном объеме обще-ственного блага. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощ-ные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Поскольку потребители получают выгоды от чис-то общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то воз-никает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».
1,200 руб.
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Высшее образование, 2006. – 391 с.
2. Вечканов Г.С. Макроэкономика. СПБ.: Питер, 2006. – 256 с.
3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2006. – 480 с.
4. Киселева Е.А. Макроэкономика. М.: Эксмо, 2006. – 352 с.
5. Куликов Л.М. Экономическая теория. М.: Проспект, 2006. – 432 с.
6. Селищев А.С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
8. Ивлиева Т. Н., Смолина Е.В. Государственное инвестирование в производст-во общественных благ // Общество и экономика. 2006. № 8. - С. 41 – 48.
9. Рубинштейн А. Общественные интересы и теория публичных благ // Вопро-сы экономики. 2007. № 10. - C.90 - 113.
10. Мортиков В. К вопросу о сущности и типологии общественных благ // Во-просы экономики. 2005. № 3. - С.131 - 141.
7. Тайдман Т., Таллок Г. Новый и лучший процесс осуществления обществен-ного выбора // Мировая экономика и международные отношения // 2005. № 3. С. 65 – 71.
1,200 руб.