Методы исследования: логико-теоретический анализ проблемы, диагностические методы (тестирование, наблюдение), экспериментальные методы, методы математической статистики (t- критерий Стьюдента).
Объект исследования – процесс развития профессиональной ориентации у старших школьников.
Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования профессиональной ориентации у учащихся старших классов.
Базой исследования является выборка, состоящая из учащихся старших классов в возрасте 17-18 лет.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Анализ проблемы развития профессиональной ориентации учащихся старших классов 7
1.1.Сущность понятия «профессиональная ориентация» 7
1.2. Теория профориентации 10
1.3. Возрастные особенности учащихся старших классов 15
Выводы по главе I 29
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональной ориентации старших школьников 30
2.1. Организация исследования, описание выборки испытуемых и обоснование выбора методик 30
2.2. Описание хода эксперимента 19
2.3. Описание и интерпретация полученных результатов 20
Выводы по главе II 33
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
1,200 руб.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Социальная роль школы, как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения, обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Нами было проведено исследование выявление профессиональной ориентации учащихся старших классов.
Мы провели анализ данных между учащимися:
- определившихся в выборе профессий;
- не определившихся в выборе профессий;
- не адекватно определившихся в выборе профессий.
В рамках выявления профессиональной ориентации у учащихся старших классов, нами были сделаны выводы до проведенных мероприятий учащихся, не определившихся и не адекватно определившихся в выборе профессии. Многие показатели имели низкий уровень в выборе интересных им профессии, а после тренинга результаты существенно изменились, стали более точны, результаты показателей самооценки и уровня притязаний так же улучшились.
Исходя из всей проделанной работы, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация имеет огромное значение в жизни человека, именно правильный выбор в профессиональном предпочтении учащегося окажет влияние на его дальнейшую жизнь. В результате практического исследования мы разработали тренинговые занятия, которые способны помочь ребенку в профессиональном самоопределении.
Перспектива направления изучения данного исследования возможна на большей выборке людей в различных городах и селах.
1,200 руб.
1. Абрамова Г.С. Возростная психология М., 1997.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
3. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных
учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 2006, стр. 98.
4. Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И.
Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.
5. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для
психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 111-117.
6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2004. - 144 с.
7. Головей Л.А. и др. Первичная психологическая профконсультация.
Врачебная профконсультация. - Л., 2004.
8. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
9. Дидактический материал по курсу \"Твоя профессиональная карьера\" / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с.
10. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.,
1989.
11. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1997. - 208 с.
12. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.
13. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-метод. пособие. - М.: МГУ, 1999. - 94 с.
14. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1999. - 82 с.
15. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 2003. - 128 с.
16. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. - 350 с.
17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1999. - 159 с.
18. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 224 с.
19. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 400 с.
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. - 302 с.
21. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 2006. - 95 с.
22. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, 1993. - 56 с.
23. Климов Е.А.\"Потемки\" и \"светильники\" в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. - М.: МПСИ, 2007. - 177 с.
24. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: МГУ, 1992. - 221 с.
25. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. - М.: Просвещение, 2004.
26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
27. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. - М.: Наука, 1987. - 182 с.
28. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом обучении и воспитании / Сост. Ф.С. Озерская. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
29. Крягжде С. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс: Мокслас, 1999.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
31. Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. Рязань, 1992.
32. Профессиональная ориентация молодёжи. — М., 1989.
33. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
35. Формирование личности старшеклассника. — М., 1989.
1,200 руб.