Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что на современном этапе развития российского общества существует острая практическая необходимость определить место рабочего класса в социальной структуре современного российского общества. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Рабочий класс в социальной структуре современного российского общества».
Исследования социальной структуры и стратификации в российской дореволюционной, советской и постсоветской социологии примечательны в нескольких отношениях. В дореволюционной России (т.е. до 1917 г.) уже с конца 60-х гг. прошлого столетия проблематика классов и сословий, можно сказать, составляла ядро социально-философского и социологического мышления. Если немецкую социологию тех лет отличает рационализм в анализе социальных изменений, общественного развития (Вебер, Теннис), французскую - особое внимание к стабилизирующим и скрепляющим общественный организм функциям культуры (Дюркгейм и его школа), английскую - интерес к социально-историческому анализу (Тойнби), то в русской социологической традиции акцент переносится на проблематику социального расслоения . Несомненно, что сильнейшее влияние оказывали социал-демократы, марксисты, поскольку в теории Маркса именно классовая борьба есть движущая сила истории. В полемике с марксистами формировались и другие направления, опять же центрирующие внимание на «рабочей проблеме» или проблемах распада сельской общины в годы столыпинских реформ. Не случайно Питирим Сорокин вошел в классику мировой социологии в том числе и благодаря своему фундаментальному труду о социальной стратификации и социальной мобильности.
В первые годы советской власти проблематика социальной структуры становится полем острой идеологической полемики и позже влечет репрессии под лозунгом «обострения классовой борьбы в ходе строительства социализма». Понятно, что объективные исследования социального расслоения становятся практически невозможными, да и вообще социология объявляется «буржуазной наукой» .
В период «хрущевской оттепели» 50-60-х гг. возрождение социологических исследований именно в рассматриваемой области остается под наиболее жестким идеологическим контролем, так как формула социальной структуры - два класса (рабочие и крестьяне) плюс прослойка интеллигенции - абсолютна и сменялась лишь очередными партийными установками о «сближении классов», «становлении социальной однородности» социалистического общества.
Несмотря на идеологические шоры и прямое давление партийных установок, начиная с 60-х гг. исследователи социальной структуры мало-помалу расшатывали официальные каноны просто потому, что данные эмпирических обследований противоречили им. В свойственной тому времени манере маскировки реальности, изобретая идеологически приемлемые словосочетания, исследователи социальной структуры приближались к научным стандартам мировой социологии и в понятийном аппарате. Например, социальная мобильность обозначалась как социальные перемещения, межклассовые образования именовались самым разным образом и, прежде всего, в терминах вроде «различия по характеру и содержанию труда», «рабочие-интеллигенты», «рабочие-крестьяне» и т.д., хотя проблемы номенклатуры, бюрократии, элит оставались темами-табу.
Гласность периода перестройки открыла широкую дорогу для объективного, неидеологизированного изучения социальной стратификации, и начавшиеся позже рыночные реформы выдвинули столько проблем и в таком специфическом российском контексте, что ни одна из классических теорий не дает удовлетворительного их объяснения .
Объект исследования – рабочий класс современной России и Волгоградской области.
Предмет исследования - статистические данные о современных социальных процессах в среде рабочего класса.
Цель исследования состоит в определении статуса соответствия рабочего класса современной России как социальной общности.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1.Проанализировать социальную структуру российского общества и стратегию развития общественного производства.
2. Обосновать теоретико-методологические основы изучения рабочего класса.
3. Определить сущность и структура рабочего класса в современной России.
4.Изучить рабочий класс в Волгоградской области как субъект социального действия.
5. Обосновать стратегию развития социальной активности рабочего класса Волгоградской области.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что принадлежность к социальному классу влияет на поведение, мышление, политическую активность людей – то есть на все факторы, обеспечивающие адекватное функцинирование в структуре российского общества.
Методологическую базу исследования составили концепции функционалистов Т. Парсонса, Р. Мертона, Э. Шилса, К. Девиса, которые выводят неравенство из неодинаковых функций, которые в обществе выполняют разные слои и группы; М.Вебера, который акцентирует ценностный подход на неравенство, рассматривая социальную иерархию в соответствии с системой господствующих ценностей в обществе. Современные исследования Соколовой Г.Н. «Культура труда и социальное развитие рабочего класса: опыт социологического исследования»; Денисовой Г.С., Самыгина С. И. «Рабочие, большевики, меньшевики и другие»; Самыгина С. И. «Социальные интересы и психологический облик рабочего класса»; Самыгина С. И. «Структура рабочего класса в условиях многоукладных отношений» и др.
Методы исследования: анализ научной литературы и современные статистические 1) общенаучные – диалектический, исторический, общелогические (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция и др.), теоретические; 2) специально-исторические – хронологический, ретроспективный, структурно-системный, исторических
параллелей, анализа документов и др.; 3) смежных наук – социальной психологии, бихевиористический, сравнительный, статистический, социологических исследований (наблюдение, опрос, интервью, корреляционный анализ).
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы рабочего класса как социальной общности
1.1.Социальная структура российского общества и стратегия развития общественного производства…………………………………………………….6
1.2. Сущность и структура рабочего класса как социальной группы…………..
1.3. Особенности рабочего класса в современной России……………………32
Глава 2. Рабочий класс как социальная общность (на примере своеобразия изучения рабочего класса в Волгоградской области)
2.1. Общая характеристика рабочего класса Волгоградской области………..50
2.2.Изучение рабочего класса в Волгоградской области как субъекта социального действия…………...........................................................................59
2.3.Стратегия развития социальной активности рабочего класса Волгоградской области………………………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………78
Список литературы………………………………………………………………82
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа научной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Даже краткий анализ состояния рабочего класса позволяет нам понять его основные характеристики, тенденции развития. И главное то, что рабочий класс существует как организованная материальным производством социально - экономическая общность людей, непосредственно работающих на основных средствах производства, отчужденных от него. Рабочий класс располагает мощными отраслевыми и территориальными отрядами. В каждом регионе, крупном промышленном центре есть отряды рабочих в сотни и десятки тысяч человек.
В то же время рабочий класс не стал в полном смысле классом, способным в ближайшее время к высокой степени организованности, способным к массовым действиям в защиту своих интересов.
Основные причины слабости классовой организации:
- низкая политическая сознательность;
- низкий уровень классовой идентификации;
- идеологическая разобщенность;
- зараженность конформизмом, приспособленчеством;
- психология индивидуализма и др.
- недееспособность профсоюзов ФНПР.
Рабочий класс России находится в состоянии социальной дезориентации, растерянности. Привычная, традиционная для него форма жизнедеятельности или отвергается (высшим классом, мелкой буржуазией, государством и правовой системой), или практически не поддерживается (КПРФ, профсоюзами).
Его коренные экономические интересы – а они связаны с развитием, наряду с другими формами собственности, коллективной собственности – никем не выражаются и не отстаиваются, так что рабочие зачастую и не понимают, в чем эти интересы состоят. В обществе насаждается и бытует огромное количество социальных иллюзий, маскирующих усиливающуюся эксплуатацию рабочего класса, других слоев населения. Рабочий класс полностью лишен экономической свободы, самодеятельности в трудовой сфере, не говоря уже о других сферах.
Волгоградская область как традиционно промышленный регион не может быть исключением и все основные тенденции состояния рабочего класса как социальной общности характерны и здесь. На мой взгляд все-таки можно говорить о размытии классовых признаков и противоречий у рабочего класса.
Рабочий класс теперь не синоним людей, занятых физическим трудом. Скорее это те, кто в базовом слое - рабочие, крестьяне и массовая интеллигенция - принадлежат к армии наемного труда. Такая трансформация классов неизбежна, когда меняются индустриальные основы производства и расширяется интегрированный тип рабоче-инженерного труда, имеющего много социально общего с занятиями массовой интеллигенции. Весь наемный труд, включающий массовую интеллигенцию - источник неразделенной прибавочной стоимости. Они объективно противостоят классу нанимателей-капиталистов и сросшимся с ним государственных «попечителей». Главный индикатор этого противостояния - отношение к частной собственности. По данным Волгоградской области подавляющее большинство населения (75-80% в городе и 90% на селе), за исключением предпринимателей и хозяев - руководителей, выступают за ограничения частной собственности. Одна из причин этого — идеологический вакуум классового сознания - банкротство коммунистов, которые не снимают с себя ответственности за допущенные в историческом прошлом жесткости государственного капитализма, именовавшегося социализмом, к тому же в новой ситуации при случае включаются в категорию имущих. Кроме того, у коммунистов нет конструктивной программы преобразования современной российской действительности. Среди рабочих, крестьян и массовой интеллигенции, лишенных идеологической программы, сегодня нет воинствующего, как было в прошлом у пролетариата, классового сознания. Но очевидно, что если положение в стране не будет улучшаться, могут появиться силы, которые «просветят» народ, и он может стать, по выражению Т.И. Заславской, «главным источником как прогрессивных социальных изменений, так и стихийного развертывания общества в обратную сторону» .
Страна находится на историческом перепутье. Если социальная поляризация будет продолжаться, а элита не найдет потенциала для оптимизации происходящих процессов, может произойти угрожающее обострение ситуации с мало предсказуемыми последствиями. Долг социологии вовремя распознать в социальной структуре угрозу злокачественных новообразований и по возможности помочь социальному оздоровлению общества.
Волгоград протянулся более чем на 90 километров вдоль правого берега Волги и занимает площадь 56,5 тыс. гектаров. Территория города разделена на 8 административных районов и 4 рабочих поселка. На 1 января 2004 года население города составило 1037,6 тыс. человек.
Сегодня Волгоград является крупным индустриальным, научным, культурным центром Юга России.
В городе работают крупные предприятия энергетики, нефтегазового комплекса, черной и цветной металлургии, сельхозмашиностроения, оборонной промышленности, стройиндустрии, деревообработки, а также предприятия по выпуску продовольственных и промышленных товаров для населения, продукции для городского хозяйства.
Организация исследования проходила на базе ОАО «Красноармейский хлеб» - это коммерческое предприятие. Хлебокомбинат является самостоятельным субъектом. Хлебокомбината в процессе своего развития и создания новых основных фондов, 10% прибыли остается в распоряжении завода после обязательных платежей бюджету. Выборку исследования составили 450 рабочих данного предприятия, которым было предложено ответить на вопросы анкеты и выявить уровень социальной активности граждан данной социальной категории.
В целом у респондентов наблюдается средний уровень социальной активности (55,5 %), так как практически все респонденты не всегда имеют свое четкое мнение по каждому вопросу анкеты, высокий показатель социальной активности наблюдается у 13, 5 % опрошенных и 31, 1 % опрошенных имеют низкие показатели развития правосознания.
Мы считаем целесообразным, предложить пути развития социальной активности рабочего класса г. Волгограда.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // СОЦИС. – 2003. - № 7. – С. 3-15.
2. Беленький В.Х. Преобразования в России и народные массы. - Красноярск. 2001.
3. Беленький В. Рабочий класс, как объект социологического анализа // СОЦИС. – 2003. - № 1. – С. 29-36.
4. Вебер М. Основные социологические понятия //Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 455-491.
5. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СОЦИС. - 1992. - № 9.
6. Голенкова З.Т. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания («Круглый стол») // СОЦИС. – 1998. - № 12. – С. 49-50.
7. Добреньков В.И. Социология: Учеб. пособие. В 3-х т. / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М.: Изд-во МГУ, 2003-2004.
8. Дубова М.Д. Экономика региона. – Волгоград.: ИПК Царицын, 1997. – 224 с.
9. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. – 1997. - № 2. – С. 5–23.
10. Заславская Т.И. Социально-культурный аспект трансформации российского общества. //. СОЦИС. - 2001. - №8. - С. 5- 21.
11. Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. – 1996. - № 1.
12. Зидентоп Л. Демократия в Европе / Пер. с англ.; Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2001. – 312 с.
13. Иншаков О. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации // СОЦИС. - 2003. - № 9. - С. 42-51.
14. Кирдина С. Г. Институциональный подход к изучению социально-региональной структуры российского общества. // Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. – Режим доступа: http://kirdina.ru/book/capital21.shtml.
15. Кларк С. Классовая структура России в переходный период / Пер. с англ. М.Добряковой // Рубеж. – 2004. - № 10-11.
16. Клеман К. Неформальные практики российских рабочих // СОЦИС. – 2003. - № 5. – С. 62-71.
17. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002.–640 с.: ил.
18. Курс лекций по социологии [Электронный ресурс]. – М. , 2001. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.people.nnov.ru/jg/soc.htm#.
19. Максимов A. Middle class в переводе на русский // Открытая политика. 1998. – Май. – С. 58-63.
20. Максимов Б. Рабочий класс, социология и статистика // СОЦИС. – 2003. - № 1. – С. 37-45.
21. Мелин Х. На пути к обществу рабочего класса: российская классовая структура в 90-е годы / Пер. С.Ю. Барсуковой. - М., 2000.
22. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // СОЦИС. – 1992. - № 2. – С. 118-124.
23. Новиков С.А. Рабочий класс и его авангард: формы и методы взаимодействия на опыте России начала XX века [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2005. – Режим доступа: http:// www.leviy.ru/news/news.htm
24. Парсонс Т. О построении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография //Система современных обществ. - М.: АспектПресс, 1998. С. 210-266.
25. Патрушев В.Д. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой // Социологические исследования. – 1998. - №4. – С.34-41.
26. Патрушев В. Бюджет времени городского работающего населения США и России (1980-1990-е годы) // СОЦИС. – 2003. - № 12. – С. 32-39.
27. Программа социально-экономического развития Волгограда на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года // http://www.volgsovet.ru/.
28. Сайт Администрации Волгоградской области // http://www.volganet.ru/.
29. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. – М.: Наука, 1993.
30. Социальная структура общества [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=23.
31. Социология: Учеб. пособие [Электронный ресурс] / Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://socioworld.nm.ru/.
32. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
33. Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ons.rema.ru.
34. Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда // СОЦИС. – 2003. - № 3. – С. 48-58.
35. Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики. СОЦИС. - 2002. - № 2. - С. 49-51.
36. Формирование советской государственно-политической системы: Рабочая тетрадь /Авторы-сост.: В.В. Красников, И.Г. Пирожкова; Под науч. ред. А.А. Слезина.. – 2-е изд., испр. и доп. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. – 20 с.
37. Хлопова Т., Дьякович М. К оценке трудового потенциала предприятия // СОЦИС. – 2003. - № 3. – С. 67-74.
38. Чураков Д.О. Рабочий класс в процессах модернизации России: исторический опыт // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. – Вып. 6. – М., 2001. – С. 7—13.
39. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / НПО «Экономика», ВолГУ. – Волгоград: Экономика, 2005. – 503 с.
40. Юрасов И. Сегментирование современного рабочего класса // Управление персоналом. – 2004. - № 8-9.
3,000 руб.