Дивидендная политика представляет собой свод правил, в соответствии с которыми каждая компания решает для себя проблему распределения чистой прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности. Основная трудность при формировании дивидендной политики — найти оптимальные пропорции между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. Первая направляется на дивидендные выплаты акционерам, вторая может быть реинвестирована в бизнес.
Так как стратегическая задача менеджмента любой компании — максимизация богатства акционеров, то и дивидендная политика должна строиться с учетом интересов последних. Однако было бы заблуждением считать, что наилучшим решением для владельцев акций является выделение на дивидендные выплаты большей части прибыли. Дело в том, что максимизация богатства акционеров предполагает не только увеличение их текущих доходов, но и долгосрочный рост стоимости компании. И здесь нужно вспомнить о том, что нераспределенная прибыль — важнейший источник собственного капитала, который можно вложить в развитие бизнеса.
Право на получение дивидендов, т.е. на участие в прибыли компании, — одно из безусловных прав акционеров. В то же время нельзя забывать о том, что акционерное общество не берет на себя никаких обязательств в отношении регулярных выплат своим акционерам. Ведь они являются совладельцами компании (в отличие от держателей облигаций — кредиторов предприятия), а значит, должны принимать на себя риск возможных убытков.
Получение дивидендов во всем мире является прекрасной возможностью для инвесторов поучаствовать в распределении прибыли компаний. Вложение средств в акции с высокими дивидендными выплатами может стать реальной альтернативой банковским депозитам и позволит сохранить капитал в условиях инфляции.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы данной работы.
Цель работы – изучение дивидендной политики на примере ОАО «МТС» и ее дальнейшего развития.
Задачи работы:
• Теоретическое изучение понятия и видов дивидендной политики
• Анализ общей характеристики и финансового состояния объекта работы
• Анализ дивидендной политики объекта работы
• Анализ дальнейшего развития дивидендной политики
• Предложение рекомендаций по совершенствованию дивидендной политики
1,200 руб.
Введение 3
1. Понятие и виды дивидендной политики 5
1.1. Понятие дивидендной политики 5
1.2. Виды дивидендной политики 15
2. Анализ дивидендной политики ОАО «МТС» 22
2.1. Общая характеристика ОАО «МТС» 22
2.2. Дивидендная политика ОАО «МТС» 25
2.2.1. Положение о дивидендной политике 25
2.2.2. Анализ эмиссии акций в 2002-2008 гг. 28
2.2.2. Анализ выплаты дивидендов в 2002-2008 гг. 31
2.2.4. Дальнейшее развитие дивидендной политики 33
2.4. Предложение по совершенствованию дивидендной политики 35
Заключение 39
Список литературы 41
1,200 руб.
Дивидендная политика не является однозначным явлением. Ее определяют как атрибут успешной деятельности акционерного общества, гарант устойчивости системы корпоративного управления, как важную часть финансового менеджмента.
Закрепление во внутренних документах акционерного общества порядка расчета, утверждения и выплаты дивидендов служит целям информирования акционеров и заинтересованных лиц о принципах реализации имущественных прав по обыкновенным и привилегированным акциям.
Вышеупомянутые аспекты дивидендной политики затрагивались в теоретических исследованиях, посвященных выявлению причинно-следственных связей между динамикой капитализации компании, организации ее бизнеса и порядком расчета дивидендов.
Дивидендная политика представляет обязательства компании при прочих равных условиях направлять в пользу акционеров определенную часть чистой прибыли. Отклонение от дивидендной политики (даже объективно необходимое) вызывает болезненную реакцию акционеров, ограничивает доступ на рынок капитала.
Признаком эффективной дивидендной политики в современном акционерном обществе является детальность и гибкость установленного порядка расчета размера дивидендов в зависимости от финансового состояния и стратегий развития общества.
ОАО «МТС» является финансово устойчивой и успешной компании, даже в период кризиса. Совет директоров МТС рекомендовал направить 60% чистой прибыли за 2008 г. на выплату дивидендов, другими словами 20,15 руб. на одну обыкновенную акцию или 2,96 на ADR. Общий объем дивидендных выплат составит 1,158 млрд.
Дивидендная политика МТС была утверждена советом директором компании в мае 2007 года. Согласно ей, размер ежегодных дивидендов по итогам финансового года должен быть не менее 50 от чистой прибыли за год по US GAAP. Окончательный размер дивидендов будет зависеть, в том числе, от прогнозируемого роста выручки, уровня капитальных вложений, денежных средств от основной деятельности, потенциальных приобретений, а также уровня задолженности.
1,200 руб.
1. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2008.-52с
2. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление финансами. - М., БИНОМ, 2008.-202с
3. Голубков Е.П. Основы финансового менеджмента: Учебник. - М.: Финпресс, 2008.-113с
4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2007.-87с
5. Гутман Г.В. Управление финансовым процессом. – М.: Финансы и статистика, 2008.-71с
6. Игнатов В.Г. Экономика и управление. – М.: Тесса, 2008.-27с
7. Калачева А.П.Организация работы предприятия.-М.:ПРИОР, 2007-48с
8. Котлер Ф. Основы менеджмента. - М.: Родина, 2007.-89с
9. Кибанов А.Я. Основы управления финансами. — М.: ИНФРА-М, 2008. -258с
10. Костанян С.Л. Предмет и метод экономики предприятия. — М.,2007.-21с
11. Левшин М. Ф., Пономарёв В. В. Тория управления капиталом. - М.: Родина, 2008.-65с
12. Лобанова Т.Н. Деньги: организация и управление. Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Городец», 2008.-118с
13. Новоселов А.С. Теория дивидендов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-68с
14. Петров П.В., Соломатин А.Н. Прогнозирование результатов управления капиталом. Лекции. - СПб. ТЭИ, 2007.-24с
15. Пересунько В.Н., Куцына С.Б. Анализ и прогнозирование управления дивидендной политикой.- СПб.: Русь, 2007.-52с
16. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.-53с
17. Иванов А.Е. Подходы к управлению прибылью. //Российский экономический журнал.-2007.- №3.-12с
18. Дж. Вильсон, В. Цапелик. Управление прибылью в России. // Вопросы экономики.- 2008.- № 21.-22с
19. Клейнер Г. Эффективность финансовой политики // Проблемы теории и практики управленияю.- № 6.- 2007.-35с
20. Никитин С., Глазова Е. Решение проблем управления дивидендами.// Правовед.- 2008.- №7.-47с
21. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Управление формированием и определением размера дивидендов// Менеджмент в России и за рубежом.- № 5.-2008.-8с
1,200 руб.