Язык научно-технической литературы выделяется по его особенностям в отдельный стиль речи, так называемый - научный стиль речи.
Наука как форма общественного сознания характеризуется тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Основной формой мышления в области науки является понятие, а языковое воплощение динамики мышления выражается в суждениях и умозаключениях. Назначение науки - вскрывать закономерности. Отсюда - обобщенный и абстрагированный ход мышления. Из этого вытекают основные черты научной речи: объективность, абстрактность, интеллектуальность и сжатость (краткость).
Внутри системы научной речи выделяется несколько ее подстилсй: собственно научный (академический) - принятый для написания научных трудов, диссертаций; научно-информативный или научно-деловой - это стиль патентных и технологических описаний; учебно-научный - подстиль учебной литературы; научно-популярный и др.
Отличительными признаками собственно научного подстиля являются точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность формы с подчеркнутой направленностью адресату - специалисту. Общение между специалистом и неспециалистом вызывает к жизни иную, чем в собственно научном подстиле, организацию языковых средств, рождается другой подстиль научной речи, когда научные данные нужно преподнести в доступной и занимательной форме, не упрощая науку, но в то же время и не перегружая изложение труднодоступным материалом, - это научно-популярный подстиль.
Цель данной работы – рассмотреть языковые особенности научного стиля.
Задачи: дать общую характеристику, выявить морфологические и словообразовательные особенности, изучить синтаксические конструкции.
500 руб.
1. Общая характеристика текста с точки зрения соответствия его научному стилю
2. Анализ лексики научного текста
3. Выявление морфологических и словообразовательных особенностей текста
4. Анализ синтаксических конструкций
500 руб.
На основе проведенного анализа, можно говорить о том, что данный текст принадлежит к научному стилю. Научную речь отличают следующие особенности:
подчеркнутая информативность;
обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;
отвлеченность и обобщенность;
точность, однозначность и единообразие высказывания;
экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств;
логичность, последовательность повествования.
Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности:
общекнижная лексика;
большое количество терминов и других обозначений;
повышенное употребление отглагольных существительных;
широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;
интернациональная лексика;
использование сложных прилагательных в качестве терминов;
клишированные словосочетания;
преимущественное использование кратких форм;
использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;
употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;
употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;
использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;
использование безличных конструкций;
простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;
сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными; использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций;
большое количество обособленных определений и обстоятельств;
широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;
хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.
Выделяют несколько подстилей научного стиля. В данном случае использован научно-популярный, так как текст представляет собой научную информацию в доступном виде для широкой аудитории: термины объясняются, не допускаются громоздкие синтаксические конструкции.
Формы родительного падежа развивают в научной сфере, прежде всего определительные отношения - они составляют до 40% употреблений. Это проявляется в широком употреблении как имен собственных: закон Ньютона, таблица Менделеева, теорема Гауса и т. п., так и в словосочетаниях типа: сила трения, сила тяжести, закон преломления света, теория комплексных чисел.
Достаточно распространенным является значение форм родительного падежа в словосочетаниях с отглагольными существительными. Особенность этих словосочетаний состоит в способности образовывать цепочки родительных падежей, чтобы точно назвать объект исследования.
В разговорном и художественном стилях наиболее употребительны сочетания с предлогами о, в, на. В научном стиле формы предложного падежа чаще употребляются с предлогом при и имеют условно-временное значение, например, при нагревании, при образовании, при скважинных способах добычи, при подземной добыче угля и др. Также употребительны в этом значении эквиваленты при котором, при этом.
Та же тенденция к избирательности значений проявляется при употреблении глаголов. Глаголы \"утрачивают\" часть своих значений, специализируясь в употреблении лишь в одном, реже двух значениях. Наиболее частотными для языков разных наук являются глаголы: влиять, возникать, возрастать, выяснять, зависеть, изменяться, измерять, иметься, использовать, различать, соответствовать, развиваться и др.
500 руб.
1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990. – С.93
2. Введение в языкознание. / Под ред. Василькова П.М. – СПб.: Речь, 2004
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. – М., 1989
6. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1986.
7. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М., 1980
8. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2003
9. Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. – М., 1961
10. Разинкина Н. М. О понятии стереотипа в языке научной литературы (К постановке вопроса) // Научная литература: Язык, стиль, жанры. – М., 1985
500 руб.