Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Данная курсовая работа посвящена исследованию сущности конкурентоспособности продукции, методам ее определения и факторам, влияющим на нее.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, его продукции, повышения их конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования [1, с.12].
Так в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и, как следствие, рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Именно практическая значимость оценки конкурентоспособности продукции определяет актуальность данной работы, ее цели и задачи.
Целью данной работы является рассмотрение конкурентоспособности продукции и методов ее определения.
Для её достижения был определен круг задач:
раскрыть сущность понятия конкурентоспособности продукции;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;
изучить методики определения конкурентоспособности продукции;
рассмотреть оценку конкурентоспособности на конкретном примере.
Объектом исследования данной работы является конкурентоспособность продукции.
1,200 руб.
Введение 3
1. Понятие конкурентоспособности продукции, факторы, на нее влияющие 5
2. Методы определения конкурентоспособности продукции 14
3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Фортепианная фабрика Я. Беккер» 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 31
1,200 руб.
Заключение
Таким образом, конкурентоспособность продукции – комплексная характеристика, которая показывает предпочтения данного продукта на рынке по сравнению с аналогичными изделиями по таким признакам, как степень соответствия конкретной потребности общества и затраты на ее удовлетворение.
Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации и продукции.
Число факторов, влияющих на конкурентоспособность, зависит от вида и сложности продукции в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой точности оценки, цели исследования.
Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции на должном уровне останутся благим пожеланием.
Существуют различные методы определения конкурентоспособности продукции. Отправной момент оценки конкурентоспособности продукта при любом методе – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.
Основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара необходимо использовать комплексный метод.
Именно такой метод был применен для оценки конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Фортепианная фабрика Я. Беккер».
Проведенное исследование выявило, что пианино ОАО «Беккер» наиболее конкурентоспособно по сравнению с продукцией других фабрик на потребительском сегменте среднего класса. На других сегментах продукции ОАО «Беккер» уступает другим производителям.
Анализ тенденций развития конкурентоспособности фортепиано выявил преимущественную роль брэнда - социально-психологического восприятия товара потребителем - на этом рынке и высветил лидирующее положение продукции вторичного рынка под маркой «Красный Октябрь» на российском (петербургском) рынке. Анализ макро и микро ситуации в стране и мире показал, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса к традиционным музыкальным инструментам, в частности акустическим пианино. В России эта тенденция усугубляется спадом объемов и закрытием ряда производств музыкальной промышленности.
Результаты, полученные с помощью оценки конкурентоспособности продукции по разработанной методике, позволили создать стратегию повышения конкурентоспособности фортепиано, которая фокусируется на развитии брэнда продукции с помощью ряда мероприятий, направленных на поддержание определенных ассоциаций.
1,200 руб.
Список использованных источников
1. Бородин К. Г. Оценка конкурентоспособности продукции в условиях современной торговли/ Бородин К. Г.// Проблемы прогнозирования. – 2006. - № 3.
2. Варламова Т. П. Большая экономическая энциклопедия/ Варламова Т. П. – М.: Эксмо, 2007.
3. Воронов А. Конкурентоспособность промышленной продукции/ Воронов А. // Стандарты и качество. – 2008. - № 5.
4. Голубков Е. П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе /Голубков Е. П.// Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – №2.
5. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия: учебник для вузов/ под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
6. Демченко С. Г. Оценка факторной привлекательности продукта/ Демченко С.// Практический маркетинг. – 2008. – № 11.
7. Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции/ Долинская М. Г., Соловьев И. А.. – М.: Издательство стандартов, 1991.
8. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества./Емельянов С. И.// Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – №1.
9. Коробова Г. М. Оценка конкурентоспособности продукции/ Коробова Г. М.// Научное обозрение. – 2008. - № 2.
10. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001
11. Минько Э. В. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов/ Минько Э. В. – СПбГУАП. СПБ, 2005.
12. Осипов Ю. М., Лобанов М. М., Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции /Осипов Ю. М., Лобанов М. М.// Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №6.
13. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник/ Панкрухин А.П. – М.: ИКФ Омега-Л, 2002.
14. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей/Печенкин А., Фомин В.// Маркетинг. - 2000. - №2.
15. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия)/ Сафронов Н. А. – М.: Экономистъ, 2004.
16. Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие/ Спиридонов И. А. – М.: Инфра-М, 1997
17. Тер-Григорьянц Р. Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и предприятия/Тер-Григорьянц Р. Г.// Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2003. - №1.
18. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов/Е. Н. Шихеева, Н.Д. Ильенкова, С.А. Орехов и др. – М.: Дашков и К, 2009.
19. Чубинский А. Н., Ракитова О. С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции /Чубинский А. Н., Ракитова О. С.// Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2008. - №4.
20. Шкардун В.Д. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара: на примере кондиционеров/ Шкардун В. Д. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2005. – №4.
1,200 руб.