Уникальное географическое положение России между Европой и Азией
обусловило ей роль своеобразного культурного моста, соединяющего Восток и Запад. Россия соединяла две грандиозные цивилизации и естественно не могла не вобрать в себя их признаки. Эта отражено не только в культуре, но и во всей истории России, в менталитете её людей. Не случайно, еще в 18 веке историк М.М. Щербатов отмечал, что история России состоит из того, что она то безнадежно отстает, то судорожно догоняет Запад, подражая при этом то Западу, то Востоку. История России представляется, как борьба Запада и Востока, однако на состоянии культуры эта борьба повлияло наилучшим способом. В какой-то период истории в культуре России преобладало влияние западных достижений, в какой-то – восточных. В свою очередь, нельзя утверждать, что наша национальная культура представляет собой всего лишь синтез культур Европы и Азии. Она развивалась в контексте мировой культуры, ведь Россия никогда не была изолированной страной (а если и была, то недолгое время). Несомненно другое: культура Востока и культура Запада, переплетаясь между собой иногда самым причудливым образом, переплетаясь с самобытной, исконной славянской культурой и меняясь под руками русских мастеров, значительно обогатили русскую культуру. Русская культура, вобрав в себя лучшие образцы мирового искусства, сумела сохранить свою прелесть и неповторимость. В её развития можно выделить несколько этапов:
I этап – дохристианский (до конца Х века);
II этап – культура Киевской Руси (конец Х века – I половина XII века);
III этап – культура удельного периода (II пол. ХII века - середина XV века);
IVэтап - культура периода монгольского ига;
V этап – культура Московской Руси (сер. XV века - XVIII век);
VI этап – культура Российской империи;
VII этап - культура советской России;
VIII этап – современная культура.
Посмотрим подробней как развивалась культура России в каждый из указанных периодов.
750 руб.
Оглавление.
1. Введение.
2. Культура восточных славян до принятия христианства.
3. Культура Киевской Руси.
4. Культура удельного периода.
5. Культура монгольского периода.
6. Культура Московской Руси.
7. Культура Российской империи.
8. Заключение.
9. Список использованной литературы.
750 руб.
8. Заключение
Достижения «золотого века» стали гордостью русской культуры. Когда говорят о ней, то вспоминают прежде всего Пушкина, Достоевского, Толстого, Глинку, Чайковского, Шишкина, Репина. В XIX веке начали говорить о феномене русской культуры. А феномен этот был рожден результате многовекового синтеза народного начало, восточного искусства и западных веяний. Превзойти достижения «золотого века» пока не удалось, им можно только подражать, подобно тому, как подражали маньеристы великолепным произведениям Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.
Если говорить об искусстве XX века, то оно носит, если можно так выразиться, интернациональный характер, и русская культура не избежала этой участи. Правда, был еще один взлет русской культуры, не такой яркий, как в XIX веке, но который справедливо заслуживший имя «серебряного века». Большой вклад в литературу этого времени внесли Есенин, Ахматова, поэты-символисты Северянин, Блок, Гиппиус и др. Значительно обогатили музыку своим замечательным творчеством Рахманинов, Прокофьев. Но вершину славы русской культуры «серебряного века» составил, безусловно, балет. Выступления Анна Павловой были очень популярны в Европе и приносили большой успех знаменитым «Русским сезонам». Последующие социальные и политические потрясения, всколыхнувшие всю страну сверху донизу, не могли не сказаться на состояние культуры, которая в это время переживает смятения, метания из стороны в сторону, и в конечном счете кризис и упадок. Духовный кризис коснулся не только культуры, но и самое сознание человека, на глазах которого так грубо, бесцеремонно, категорически разрушались вековые нравственные ценности и идеалы. Эмиграция интеллектуальной элиты и идеологический контроль над развитием культуры также не мог повлиять на культуру лучшим образом. Правда, и в рамках «социалистического реализма» смогли проявить свой литературный талант Шолохов («Поднятая целина», «Тихий Дон», «Судьба человека»), Булгаков («Мастер и Маргарита»). Великая
Отечественная война стала целой вехой нашей истории. Ее горькие, трагические и в то же время полные героизма и удивительного мужества, человечности ноты звучат в произведениях Симонова («Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»), Твардовского («Василий Теркин»), Васильва («А зори здесь тихие…», «В списках не значился») и др. В первые же дни войны Лебедев-Кумач пишет песни, зовущие на защиту Родины, в военных песнях простые человеческие чувства приобретают еще большую глубину. В те же годы Шостакович пишет свою знаменитую «Героическую симфонию», чтобы музыкой поддержать сердца измученных ленинградцев. После войны, а точнее в период хрущевской оттепели, русская культура постепенно вновь входит в общее русло европейской культуры.
Благодаря бурному развитию средств массовых коммуникаций, новому мировоззрению людей, переживших две мировые войны и отказавшихся официально от националистических идей, культурный обмен между Западом и Востоком стал протекать с невиданной дотоле силой. И Запад, и Восток жили одной культурной жизнью. «Открытие» Юго-Восточной Азии, наложило на ее интереснейшую культуру европейские отпечатки, можно сказать вогнало ее в европейские рамки. И только в конце ХХ века во всем мире, не только в Европе, проснулся интерес к восточному культурному наследию. Это явление наблюдается и в России, особенно ярко в последнее десятилетие века.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно развития русской культуры. На начальных порах она испытала на себе мощное влияние Византии, которое чувствовалось вплоть до XV века. В XII веке появилась попытка усвоить европейскую культуру, но с XIII века восточный элемент в культуре вновь усилился в связи с татаро-монгольским завоеванием и игом. В XV веке Русская культура обращается к западным образцам, но пока еще достаточно робко и только, начиная с петровской эпохи происходит крутой поворот в сторону европейкой культуры, которая станет образцом и примером до «золотого века» русской культуры. С этого времени русская культура становится настолько яркой, что находит силы для питания в самой себе. В ХХ веке эта яркость несколько тускнеет, озаряясь светом лишь отдельных талантов, следуя уже общемировым культурным тенденциям.
750 руб.
Список использованной литературы
1. Розин В.М. Культурология: Учебник.- М.:Гардарики,2003
2. Кравченко А.И. Культорология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Трикста, 2003.
3. История России: Учебник/Под ред. А.С.Орлова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.
4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник
5. для вузов/Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высшая школа, 1998.
6. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие/Под ред. А.С. Орлова. – М.: «Проспект», 1999.
7. «Искусство»: научно-популярная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2002.
750 руб.