Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современное общество – это отношений между людьми. Главную роль в этих отношениях играют правоотношения, так как они выполняют общерегулирующую функцию всех общественных связей. Если рассматривать различные отрасли права, которые регламентируют виды общественных отношений, то везде видны правоотношения. Для того чтобы представить действия правовых отношений необходимо выяснить понятие и особенности правоотношений, которые позволяют выделять их в отдельный вид общественных отношений.
Как известно общественные отношения в сфере имущественных и личных неимущественных благ регулируются нормами гражданского права и существуют между людьми. Именно поэтому субъектами гражданских правоотношений выступают как отдельные индивиды, так и коллективы людей. Отдельные индивиды в гражданском законодательстве именуются гражданами. Однако в нашей стране субъектами гражданских правоотношений могут выступать не только граждане Российской Федерации, но и лица без гражданства, а также иностранцы – охарактеризованные законом одним термином – физиче-ские лица.
Так же в качестве субъектов гражданских правоотношений, наряду с физическими лицами, выступают и коллективные образования, которые обладают признаками предусмотренными законом. К ним относятся организации, именуемые юридическими лицами. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ГК РФ). В гражданских правоотношениях выступают не только российские юридические лица, но и иностранные.
Гражданские правоотношения могут возникать между субъектами граждан-ского права в любом их сочетании.
Все субъекты гражданских правоотношений охватываются одним понятием «лица», которое используются в Гражданском кодексе и в других актах гражданского законодательства. Лица, являясь субъектами гражданских правоотношений, характеризуются тем, что выступают в роли носителей субъективных гражданских прав и обязанностей.
Эти и другие обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость изучения особенностей правового статуса отдельных субъектов граж-данских правоотношений. Актуальность исследования особенно видна на фоне развития рыночной экономики, когда возрастает роль и значение гражданско-правового регулирования во всех сферах гражданских правоотношений.
Степень разработанности проблемы.
Предметом исследования являются особенности правового статуса субъектов гражданских правоотношений.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, и определяют статус субъектов гражданских правоотношений.
Целью работы является комплексное исследование и анализ нормативных правовых актов, регулирующих особенности участия отдельных субъектов в гражданских правоотношениях.
Исходя из поставленной цели исследования, автор определил следующие задачи:
• раскрыть понятие и структуру гражданских правоотношений;
• определить основания классификации гражданских правоотношений;
• рассмотреть особенности правового участия в гражданских правоотношениях физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных об-разований;
• охарактеризовать правоспособность и дееспособность отдельных субъектов гражданских правоотношений.
При написании настоящего исследования использованы нормативные правовые акты Российской Федерации и материалы правоприменительной практики.
Значительный вклад в развитие научного знания о субъектах гражданских правоотношений внесли такие ученые как С.М. Корнеев, А.Е. Шерстобитов, К.Б. Ярошенко, А.А. Илюшенко, В.В. Залесского, П.А. Панкратова, А.А. Кырова, В.В. Долинской, И.В. Зыковой, М.Ю. Тихомирова, А.В. Шляпникова и ряд других ученых.
В основу эмпирической базы исследования положены материалы граж-данских дел, рассмотренных в период с 2006 г. по 2009 г. мировыми судьями города Новоаннинский Волгоградской области, а также арбитражными судами г. Волгограда.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
3,000 руб.
Введение
1. Понятие и классификации гражданских правоотношений
1.1 Понятие и структура гражданских правоотношений
1.2 Классификации гражданских правоотношений
2. Характеристика субъектов гражданских правоотношений
2.1 Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений
2.2 Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
2.3 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
Заключение
Список сокращений
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
3,000 руб.
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и рекомендации.
Рассмотрев данную тему, следует подвести небольшой итог. Автор постарался отметить все основные моменты, которые характеризуют участников гражданских правоотношений, в бакалаврской работе автор рассмотрел наиболее важные аспекты гражданско–правового положения субъектов гражданских правоотношений, их особенности и отличающие статусы автором были рассмотрены такие вопросы как:
• Понятие гражданских правоотношений
• Структуру гражданских правоотношений
• Виды гражданских правоотношений
• Правоспособность и дееспособность граждан
• Моменты прекращения ограничения правоспособности и дееспособно-сти
• Как создаются юридические лица и как прекращаются
• Какие виды юридических лиц существуют и их отличия между собой
• Какую роль играет государство и их субъекты в их гражданских правоотношениях
Проанализировав современное законодательство можно сделать вывод, что гражданам России даны обширные права и свободы, которые характерны для демократического государства. Также государство выполняет все обязательства по защите прав и интересов граждан, даже тех которые не могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в силу физических или психологических недостатков.
Но существующим законодательством решены не все проблемы. В нем требуется большая работа по устранению противоречий в различных норма-тивно-правовых актах, что зачастую затягивает судебные разбирательства. Также от государства требуется работа по приведению исполнение существующих законов.
После рассмотрения данной темы и анализируя Гражданский кодекс РФ, хочется внести предложения по его усовершенствованию.
Первое и самое важное дополнение в кодекс следует сделать - это утвердить проект № 345445-4 Федерального закона «О внесении изменения в статью 30 часть первую ГК РФ» (в части расширения оснований для ограничения дееспособности гражданина). Утверждения данного проекта решит многие проблемы. Гражданин, злоупотребляя спиртными напитками или наркотическими средствами, ставит семью в тяжелое положение. Аналогичные признаки имеют место и в результате злоупотребления азартными играми. Если человек сильно увлечен азартными играми и систематически в них участвует - это ведет к большим материальным расходам, например, тратится заработная плата, проигрываются квартиры, машины и другое имущество, соответственно это все ведет к тяжелому материальному положению в семье. Такое основание может служить для ограничения гражданина в дееспособности.
Таким образом, внесение указанных изменений позволит создать условия для снижения количества лиц имеющих болезненное пристрастие к азартным иг-рам, а также защитить имущество и права членов семей граждан, склонным к расточительству по причине игромании.
Так же в отношении и юридических лиц можно внести некоторые поправки в действующее законодательство. Например:
- согласно ст.2 Федерального закона от 6 октября 2006 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» лицом, утверждаемым арбитражным судом для проведения процедур банкротства является арбитражный управляющий. Очевидным становится необходимость разработки нового правового механизма принудительной ликвидации юридических лиц по искам государственных орга-нов. Одним из вариантов решения данной проблемы видится возможное наделение полномочиями по исполнению решений судов о принудительной ликвидации юридических лиц, судебных приставов-исполнителей. Данное законодательное решение не повлечет необходимости принятия какого-либо нового нормативного акта, а только потребует незначительных поправок. Кроме того при предложенном развитии событий государство не будет вынуждено нести расходы на оплату услуг арбитражных управляющих. Ведь принудительная ликвидация юридических лиц по искам государственных органов представляет собой публично-правовую санкцию за нарушение действующего законодательства, следовательно, все негативные последствия, связанные с данной ликвидацией должны нести сами организации - нарушители закона.
- целесообразно оставить в гражданском законодательстве два основных вида хозяйственных обществ: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Нет достаточных оснований для организационно-правовой формы как общество с дополнительной ответственностью, гражданско-правовой статус данного общества все равно определяется положением закона об обществах с ограниченной ответственностью.
- в ГК следует максимально полно урегулировать гражданско-правовые конструкции форм некоммерческих организаций, дать их понятия, определить порядок создания, структуру и полномочия органов, ответственность и так далее, что позволит устранить повторы и противоречия в законодательстве. В отдельных законах должны содержаться лишь ссылки на нормы ГК, а не наоборот.
Автор привел только некоторые примеры, что можно изменить в Российском законодательстве, но это далеко не все, ведь наше законодательство так многообразно и противоречиво, что требует постоянной работы над собой. Так же современное общество не стоит на месте и постоянно меняется, соответственно необходимо принимать все новые поправки и изменения в законодательные акты Российской Федерации.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 25.03.2004) [Текст] // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 дек.
2. Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» (с изм. Внесениями ФКЗ от 1 июня 2005 года № 4 ФКЗ) // Справочная-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / «Компания Консультант Плюс». – Последнее обновление 21.11.2009.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. [Текст] \"Российская газета\" от 8 декабря 1994 г. N 238-239/; часть вторая от 26.01.1996 года № 14- ФЗ [Текст] / Собрание законодательств Российской Федерации от 29.01.1996 г. N 5 ст. 410; часть третья от 26.11.2001г № 146-ФЗ [Текст] / «Российская газета» от 28.11.2001 г. N 233; часть четвертая от 18.12.2006 г № 230-ФЗ [Текст] / «Российская газета» от 22.12.2006 г. N 289.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ\". /Российская газета\" от 27 января 1996 г. N 17[Текст] / Собрание законода-тельств Российской Федерации от 01. января 1996 г. N 1 ст. 16.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ[Текст].// Российская газета № 220 от 20.11.2002.
6. Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского со-стояния» [Текст] // Российская газета № 218 от 17.11.1997
7. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Текст] // Российская газета № 54 от 26.04.2008
8. Федеральный закон «Об Акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ в ред. от 29.12.2004г. №192-ФЗ [Текст] // СЗ РФ.-1996.-№1.-Ст.1; СЗ РФ.-2005.-№1(1).- Ст.18
9. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Справочная-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / «Компания Консультант Плюс». – Последнее обновление 21.11.2009.
10. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ \"Об обществах с ограниченной ответственностью\" [Текст] Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 785
11. Федеральный закон от 30.12.2008 №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и другие законодательные акты» // Справочная-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / «Компания Консультант Плюс». – Последнее обновление 21.11.2009.
12. Федеральный закон «Об Общественных объединениях» от 19.05.1995г. №82-ФЗ в ред. от 29.06.2004г. №58- РФ [Текст] // СЗ РФ.- 1995.- №21.- Ст.1930; СЗ РФ.-2004.- №27.- Ст.2711
13. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\" // Справочная-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / «Компания Консультант Плюс». – Последнее обновление 21.11.2009.
14. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ \"О некоммерческих организациях\" [Текст] //Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1996 г., N 9, ст. 128
15. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ \"О свободе совести и о религиозных объединениях\".[Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 сентября 1997 г., N 56, ст. 34
16. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] //Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 2003 г., N 57, ст. 265
17. Федеральный закон от 6 октября 2006 года № 127-ФЗ «О не-состоятельности (банкротстве)» [Текст] // СЗ РФ. 2002. N 43
18. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 5. Ст. 589.
19. Проект № 345445-4 Федерального закона «О внесении изменения в статью 30 часть первую ГК РФ» // официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] www.duma.gov.ru
3,000 руб.