Введение
Содержание
Заключение
Литература
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Было предпринято не мало попыток создания структурно – функционального портрета общения, но определение структуры и функций общения ни в коем случае не должно превращаться в самоцель, а должно служить лишь средством для решения поставленных задач и, в частности, для того, чтобы более обстоятельно и глубоко рассмотреть вопросы, связанные с классификацией общения.
Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обусловливают форму общения. Таким образом, общение – это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.
Различные подходы освещают проблему общения по своему. Например, социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. По мнению А. Эфендиева, субъекты вступают в социальную связь, так как зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок.
Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.
В отечественной психологии общение обозначается как «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него. Кроме того, содержание его рассматривается в отечественной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности.
В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливаются как нормативная, так и личностная сторона их контактов.
Взаимодействия между людьми весьма различны, подчас причудливы. Стремление приоткрыть завесу над будничными, но в то же время не всегда осознаваемыми повседневными взаимоотношениями между людьми побуждает нас разобраться в видах и формах социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество и конкуренция.
Необходимо отметить, что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:
- деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми;
- общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения.
В работе буден проведен анализ различных сторон общения, структура общения и виды коммуникации.
1,200 руб.
Введение
1. Общение как обмен информацией
1.1. Коммуникативная
и интерактивная функции общения
1.2. Перцептивная функция общения
2. Общение как коммуникация
2.1. Вербальная коммуникация
2.2. Невербальная коммуникация
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
1,200 руб.
В заключении необходимо сделать следующие выводы.
Во-первых, общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Во-вторых, содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.
В-третьих, средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Стоит также подчеркнуть, что процесс коммуникации состоит во-первых, непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто. В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.
Была также выделена структура общения. Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Общение также рассматривалось и с точки зрения выделения ее внешней и внутренней сторон. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют регулируют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения.
Основными потребностями общения выступают: потребность в решении предметных задач деятельности, аффилиация, демонстрация «Я», престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании.
Сама же структура представляет собой выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить чистые модели общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом инте-реса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.
1,200 руб.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 298 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Олма-Пресс, 199 – 397 с..
4. Гуревич А.Я. Представление о времени в средневековой Европе //История и психология. М.,1971.
5. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Наука, 1991. – 175 с.
7. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
8. Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М.;Л., 1929.
9. Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Спб., 1910.
10. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
12. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
13. Макаренко А.С. Коллектив и личность // Макаренко А.С. Собр. соч. Кн.5. Львов, 1963.
14. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
15. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека . - М.: МГУ, 1987. – 130 с.
1,200 руб.