Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
“Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа””. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Цель нашей работы - рассмотреть особенности объединения людей в группы. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность понятия «группа» в психологии;
- рассмотреть особенности феноменологии малых групп;
- описать причины возникновение и развитие группы;
- выявить механизмы групповой динамики;
- дать социально-психологические характеристики группы.
750 руб.
Введение .3
1. Феноменология малых групп .4
2. Возникновение и развитие группы 12
3. Механизмы групповой динамики 15
4. Социально-психологические характеристики группы. 16
Заключение 20
Список литературы 22
750 руб.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Рассматривая феноменологию процесса порождения и развития группы, мы указали: причины, лежащие в его основе; рассмотреть последовательность стадий движения группы по пути приобретения признаков коллектива; описали механизмы групповой динамики.
Причины возникновения малой группы можно условно разделить на социологические и психологические. В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.
Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п.
Неформальная группа возникает спонтанно. Появление организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий:
1) объявление ее как элемента более общей системы;
2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи. Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов.
Этапы развития в социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одну из таких моделей дает социометрическая концепция, согласно которой внутри - групповая активность представляет собой многоуровневую систему, а развитие группы — это процесс возникновения и формирования все более глубинных уровней указанной активности. Этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально-психическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью. На психическом уровне развитие группы проявляется в возрастании сходства структуры, содержания и взаимосвязей личностных смыслов (значений для себя) участников группы относительно объектов, значимых для совместной деятельности[5] .
Другая модель реализована в параметрическом подходе к исследованию группы, предложенном Л.И.Умаяским. В основу его концептуальной схемы положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями, отличительными признаками развития группы как коллектива [5].
Таким образом, цель нашей работы достигнута. Мы рассмотрели особенности объединения людей в группы. Для достижения этой цели мы решили ряд задач:
- раскрыли сущность понятия «группа» в психологии;
- рассмотрели особенности феноменологии малых групп;
- описали причины возникновение и развитие группы;
- выявили механизмы групповой динамики;
- дали социально-психологические характеристики группы.
750 руб.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2007.
2.Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 2007.
3.Кэрол Ойстер Социальная психология групп. Издательство: Прайм-Еврознак, 2004 г.
4. Психология: Словарь под. Ред.А.В.Петровского М.Г.Ярошевского. М., 2004.
5.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. «Владос» 2005.
750 руб.