Введение
Глобализация и интеграция в правовой и экономической областях деятельности современных государств являются главными тенденциями в современном мире и приводят к формированию иного взгляда на роль международно-правовых норм в функционировании национальных правовых систем, к пересмотру содержания принципа государственного суверенитета, его объема. Самым важным элементом этого процесса для каждого отдельного государства является решение вопроса о соотношении норм международного права и внутреннего (национального) права.
Вместе с тем в мире существует масса проблем, связанных с вопросами соблюдения прав и свобод человека. Принципы построения взаимоотношений человека и государства в различных государствах отличаются вплоть до диаметрально противоположных. В связи с этим возрастает значение общечеловеческих ценностей, лежащих в основе общего международного права - комплекса общепризнанных принципов и норм международного права. Современное международное публичное право содержит в своих источниках основные общечеловеческие ценности и способно достаточно эффективно влиять на развитие внутригосударственного права в тех или иных формах.
Закономерность последних десятилетий: принципы и нормы международного права все более масштабно влияют на развитие внутреннего права. Возникает новая "правовая связанность государств", когда они добровольно берут на себя международные обязательства и даже передают осуществление части своих суверенных прав. Взамен государства приобретают новые возможности коллективного и согласованного решения публичных дел, использования для этого международных институтов, охраны своих интересов.
Бесспорна политико-правовая, своего рода общая нормативная ориентация, когда международная норма как бы обозначает предметы национально-правового регулирования ввиду их общезначимости.
Наблюдается очевидное влияние идей, принципов и структур международного права на процессы развития и реформирования отраслей внутреннего права (например, конституционного и гражданского).
Происходит процесс "перехода", "перелива" международных норм в национальные нормы - путем "деконцентрации" и конкретизации, полного или частичного воспроизведения (диспозиции) в тексте национального акта, ссылок и отсылок к таким нормам.
Международные нормы используются как средство толкования и как юридический аргумент в правоприменительной деятельности.
Важное значение имеет признание международных решений (документов) для ориентации деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.
Усиливается прямое воздействие технико-юридических норм и стандартов в регулировании технологически однородной национальной и международной деятельности.
Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса о нормах международного права как источнике конституционного права РФ.
Задачи работы:
1. Определить общие положения о международных нормах как источнике конституционного права.
2. Рассмотреть механизм взаимодействия норм международного и конституционного права.
3. Изучить основы применения в России международных норм и принципов.
4. Исследовать вопрос о применение норм международного права в практике Конституционного Суда РФ.
1,200 руб.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика международных норм как источника конституционного права 5
1.1. Понятие международных норм как источника конституционного права 5
1.2. Механизм взаимодействия норм международного и конституционного права 9
Глава 2. Применение международных норм 16
2.1. Общие положения о применении в России международных норм и принципов 16
2.2. Применение норм международного права в практике Конституционного Суда РФ 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
1,200 руб.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Когда закон устанавливает нормативную действительность источников международного права для внутреннего применения, то проблема внутригосударственной реализации применимых международных норм представляется четко решенной, во всяком случае, теоретически.
Однако сегодня в конституционно-правовой науке нет четкого ответа на вопрос о том, являются ли международно-правовые нормы источниками конституционного права Российской Федерации.
Безусловно, ориентир на международно-правовые стандарты повлек за собой и большое количество проблем в правоприменительной деятельности. Проблема расширения источников современного права застала правоприменительные органы если не врасплох, то в недостаточной степени готовности.
Сегодня прослеживаются формы влияния международного права на национальное законодательство России, в том числе путем широкой имплементации общепризнанных норм и принципов международного права в источниках конституционного права. В то же время необходимо отметить, что активно развивающееся конституционное право стало оказывать все более весомое влияние на содержание норм международного права, способствовать совершенствованию международно-правовых правил, стимулировать международное сообщество на заимствование прогрессивного внутригосударственного опыта с целью придания ему характера универсальных принципов и норм.
Рассмотренные аспекты взаимодействия конституционной юстиции Российской Федерации и международного права показывают, что деятельность Конституционного Суда Российской Федерации в значительной степени способствует интеграции нашей страны в наднациональное правовое пространство. Несмотря на определенные разночтения в понимании роли общепризнанных принципов и норм международного права, решений и правовых позиций Европейского суда по правам человека, существующие в государственно-правовой сфере, необходимо учитывать, что они являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому должны неукоснительно соблюдаться. Примеру Конституционного Суда Российской Федерации должны следовать и другие государственные органы России.
1,200 руб.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 25.12.1993г.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 05.02.2007) // СЗ РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (ред. от 31.10.2005) // СЗ РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4916.
4. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007) // СЗ РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.
5. Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // СЗ РФ, 06.04.1998, N 14, ст. 1514.
6. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // "Ведомости ВС СССР", 10.09.1986, N 37, ст. 772.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 N 5-П // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 4, 2005.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 1, 2007.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 29.04.1999 N 62-О // Документ опубликован не был.
10. Анишина В.И. Принципы международного права и судебная власть в Российской Федерации // Международно-правовые стандарты в конституционном праве: Сборник научных трудов. Ч. I / Отв. ред. И.А. Конюхова. М.: РАП; ИНИОН РАН, 2006.
11. Батурин П.В. Международно-правовые положения в формировании правовых позиций Конституционного Суда РФ // Российский юридический журнал. № 2, 2006.
12. Библиография по конституционному правосудию / Автор-составитель М.А. Митюков. М.: Волтерс Клувер, 2008.
13. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.
14. Гаврюсов Ю.В. Влияние норм международного права на формирование правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия: Материалы Всероссийского совещания (Москва, 24 декабря 2002 г.) / Под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой и А.В. Сычевой. М.: Международные отношения, 2004.
15. Демидова Н.М. Применение норм международного права и Конституции Российской Федерации как закона прямого действия в спорах с участием госорганов // Споры с участием государственных органов, 2006.
16. Иванова О. Имплементация норм международного права - способ реализации прав человека в России // Международно-правовое регулирование прав человека и основных свобод. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.
17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Издание 4. – М.: Проспект, 2009.
18. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2009.
19. Конюхова И.А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. – М.: Формула права, 2006.
20. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. М.: Формула права, 2008.
21. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 2.
22. Петренко Д.С., Тарадонов С.В. Некоторые аспекты международного и зарубежного влияния на конституционное правосудие Российской Федерации // Государство и право. № 3, 2007.
23. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. Издание 2. – М.: Дашков и К, 2009.
24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
25. Эбзеев Б.С. Глобализация, общепризнанные принципы и нормы международного права и правовое опосредование Конституцией России тенденций гуманитарного сотрудничества // Российское правосудие. Научно-практический журнал. № 4 (12), 2007.
1,200 руб.