До перестройки управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось на макроуровне, т.е. на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее. Кроме того, государство непосредственно регулировало ввоз и вывоз, операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий (разрешений). В тот период только около 80 специальных внешнеэкономических объединений имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых рынках.
Однако с началом перестройки, реально с 1987 г., когда вступил в силу правовой акт, допускающий на внешний рынок практически любую организацию (предприятие, фирму) нашей страны, чья продукция обладала конкурентоспособностью на мировом рынке, государственная монополия на ведение внешнеторговых операций ослабла, а затем была устранена. В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне. Государству в этом случае отводятся функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию внешнеэкономической деятельности российских предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов и обеспечения экономической безопасности России, эффективного продвижения отечественных товаров на мировые рынки.
Актуальность исследования в том, что в связи с желанием российских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства за проведением внешнеторговых операций в России сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов.
Цель исследования – проанализировать использование компенсационных соглашений в международной торговой практике.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность компенсационных соглашений;
- обосновать опыт использования компенсационных соглашений в России в 60-80 гг. XX века;
- провести оценку роли привлечения кредитов в рамках компенсационных соглашений.
Информационной базой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области международной торговли, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.
750 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность компенсационных соглашений………………………5
2. Опыт использования компенсационных соглашений в России в 60-80 гг. XX века…………………………………………………………………………...12
3. Оценка роли привлечения кредитов в рамках компенсационных соглашений……………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиография…………………………………………………………………….26
750 руб.
Простые компенсационные операции представляют собой метод ведения встречной торговли, когда экспортер поставляет производственное оборудование на условиях коммерческих кредитов, а импортер после его установки и пуска в эксплуатацию погашает, компенсирует его стоимость и стоимость кредита поставками продукции, изготовленной на этом оборудовании.
Импортеру в компенсационной сделке ее реализация позволяет расплачиваться поставками продукции в зависимости от работы установленного оборудования, т. е. постепенно, как с рассрочкой платежа. При этом он, получив современное оборудование, может создать новое производство или реконструировать, восстановить свое производство на базе современной техники. Этот момент особенно важен при кризисных явлениях в экономике. В частности, для России такой способ восстановления производственных мощностей особенно выгоден, чем заимствования от международных фондов.
Целью простых компенсационных операций может быть создание новых производств, новой продукции или насыщение современным оборудованием и технологией энергоемких отраслей промышленности, нуждающихся в реконструкции (целлюлозно-бумажная, металлургическая, нефтехимическая отрасли, производство минеральных удобрений, конверсионное производство).
Отличительной особенностью простой компенсационной операции является необходимость проведения тщательной подготовительной работы.
Вначале подготавливается проект реконструкции с определением перечня необходимого импортного и отечественного оборудования, с учетом имеющейся инфраструктуры производства. Проект реконструкции представляется в банк, который способен гарантировать исполнение компенсационных обязательств. После этого рассылаются запросы возможным поставщикам оборудования, анализируются их предложения и детально разрабатывается проект компенсационного соглашения.
В соглашении предусматривается обязательство иностранного экспортера не только поставить требуемое оборудование, но и передать сопутствующие лицензии на использование изобретений и ноу-хау с выделением их стоимости в общей сумме, а также произвести шефмонтаж оборудования, пуск в эксплуатацию и обучение персонала.
Наибольшую трудность в компенсационном соглашении представляют определение и фиксация цен на компенсирующую продукцию.
Сложные компенсационные соглашения, которые иначе называют глобальными или генеральными, представляют собой вид долгосрочных (5–10 лет) компенсационных операций крупномасштабного характера (100 млн. дол. и более).
В таких соглашениях экспортер оборудования не только не заинтересован сам использовать компенсирующую продукцию в таких больших объемах, но и чаще всего отказывается от нее в пользу третьей стороны, которая по мере реализации продукции компенсирует экспортеру стоимость оборудования и кредита.
Отличительной особенностью сложного компенсационного соглашения является то, что оно носит рамочный, трехсторонний характер. Во исполнение его заключаются контракты на поставку конкретного оборудования и на поставку компенсирующей продукции третьей стороне, обладающей рынком сбыта, а между экспортером оборудования и третьей стороной заключается договор об условиях погашения суммы оборудования и стоимости кредита по мере реализации компенсирующей продукции.
Сложность такой компенсационной сделки заключается и в подборе партнеров этой сделки, и в их взаимодействии. Особое внимание уделяется выбору третьей стороны, которая реализует компенсирующую продукцию.
Так, итальянская химическая компания ENI, обладая разветвленной дилерской сетью, смогла в течение 5 лет успешно продавать суперфосфатную кислоту в гранулах, являющуюся компенсирующей продукцией с Горловского химического завода, чем обеспечила компенсацию американской компании стоимости поставленного на завод оборудования для производства и упаковки суперфосфорной кислоты и стоимости пятилетнего кредита.
При подготовке и реализации сложного компенсационного соглашения следует обратиться к международной практике, которая рекомендует прорабатывать сделку и выбирать партнеров на условиях международных торгов, организуя тендерные комитеты.
Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций, и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.
Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные и оптимальные из них.
750 руб.
1. Безбородов, А.Б. Международное частное право/ А.Б. Безбородов. – М.: РГГУ, 2007. – 804 с.
2. Бедрицкий, А.В. Международная торговля/ А.В. Бедрицкий // Русский геополитический сборник. – 2008. - №3. - С.22-24.
3. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: Арктогея, 2006. - С.134-136
4. Евангелиста М. Внешнеторговые сделки// Полис. – 2008. - №2. – 59 с.
5. Звонкова Т.В. Экономическое прогнозирование: Учебное пособие для спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2007. – 501 с..
6. Колосов, В.А. Геополитика и политическая география / В.А. Колосов. - М.: Аспект, 2008. - 479 с.
7. Коренкова С.Ю. Инвестиции /С.Ю. Коренкова, С.П. Семенов. – СПб: Питер, 2008. – 412 с.
8. Мураев Р.Д. Ретроспектива геополитических изменений в России // Гео, 2008, №4. - С.16-22
9. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Мировая экономика. – М.: Юнити, 2007. – 527 с.
10. Панарин А.С. Россия в цивилизованном процессе (между атлантизмом и евразийством). – М.: Юнити, 2008. - С. 103-115
11. Родионова И.А. Страны мира: экономико-географическая характеристика: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2007. – 411 с.
12. Тихонравов Ю.В. Международное право: Учебное пособие. – М., 2007. - С.132-140
13. Харин О.М. Встречные сделки. – М., 2008. - С. 23-29
14. Шаповалов, В.Ф. Внешняя торговля/В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 576 с.
15. www.geopolitica.ru
750 руб.