Актуальность исследования заключается в следующем.
Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной курсовой работы, состоящую в определении сущности, исследовании динамики и структуры международной торговли. Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.
Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сама международная торговля, а предметом – факторы, динамика развития и структура современной международной торговли [5].
Изучением этой темы занимались и занимаются практически постоянно. Это является необходимым условием как работы отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли, а так же процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме. По вопросам международной торговли имеются статьи во всей без исключения литературе по международным экономическим отношениям. Можно выделить таких авторов: А. Смит, Д. Рикардо и др., осветившие теоретические основы международной торговли наиболее широко [2].
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель исследования – рассмотреть специализацию России в международной торговле, причины и критерии выбора.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников изучить понятие «международная торговля».
2. Провести анализ роли и позиции РФ в международной торговле.
3. Дать характеристику элементам структуры экспорта и импорта РФ в международной торговле.
4. На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе
Объект исследования – международная торговля.
Предмет исследования – основные закономерности, влияющие на положение РФ в международных торговых отношениях.
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, семи глав, заключения и списка использованной литературы.
1,200 руб.
Введение 3
1. Международная торговля: характеристика понятия 5
2. Структура международной торговли 8
3. Место Российской Федерации в международной торговле 10
4. Специализация РФ в международной торговле. Причины и критерии выбора 14
5. Структура экспорта и импорта товара мировой торговли 20
6. Проблема ВТО 24
7. Взаимоотношения РФ с другими странами 29
Заключение 39
Список использованной литературы 42
1,200 руб.
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80% всего нынешнего объема международных экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Международная торговля является следствием международного разделения труда и международной специализации. Это закрепляет за ней серьёзные перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого изучение её современного положения и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической стратегии как на макро-, так и на микроуровне. Это означает, что не только государства должны иметь свою программу поведения на международном рынке товаров и услуг, но и сами предприятия и организации, работающие на этом рынке должны иметь стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях [15].
Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.
Динамика развития международной торговли характеризуется стремительным ростом объёмов товарооборота в последнее десятилетие. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала большинства государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В том числе повышаются и объёмы торговли полуфабрикатами. В растущем многообразии форм международной торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется прежде всего укреплением позиции на международном уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах подразделений [4].
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы международной торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Они растут и относительно предыдущих, при чём большими темпами. Кроме того, меняется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами. Географическая структура международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.
Импортная квота – это грубый метод и другие страны обычно отвечают аналогичными мерами на экспорт из России, в результате начинается «торговая война». Пример этого – «торговая война» между США и Китаем в 1992 г. из-за того, что в 1991 г. китайцы продали американцам товаров больше, чем купили в США на 12,7 млрд. .
Нельзя спрятаться и убежать от конфликта, в конфликтах нужно уметь побеждать. Это главный закон конфликтологии находит проявление в экономике в том, что нельзя прятаться от рыночной конкуренции, что нельзя защититься от более конкурентоспособных зарубежных товаропроизводителей с помощью высоких таможенных пошлин, нужно повышать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и уметь побеждать зарубежных товаропроизводителей на международном рынке.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что в динамике наблюдается стремительный рост объёмов международной торговли, а доля готовой продукции в нём неуклонно растёт. Структура международной торговли, как географическая, так и товарная постоянно меняется, представляя собой в данный момент систему из двух элементов: развитые страны, торгующие в основном между собой, и развивающиеся страны, поставляющие свою продукцию в развитые страны [26].
1,200 руб.
1. Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист. - 2001. - N 3. - С.56-64.
2. Акимова И.Р. Практические вопросы составления внешнеторгового договора // Государство и право. - 2000. - N 12. - С.39-46.
3. Балиев А. На рынок - в большую Азию и ... малую Европу / А.Балиев, А.Викторов // Рос. газ. - 2004. - 26 нояб. - С.6.
4. Баранова Е. Современная международная торговля: Спецкурс // Рос. экон. журн. - 2003. - N 6. - С.72-82; N 9-10. - С.83-92; N 11. - С.102-109.
5. Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Пробл. прогнозирования. - 2004. - N 5. - С.130-144.
6. Бирюков Н. Куда потечет российская нефть // Рос. бизнес-газ. - 2004. - 2 марта. - С.3.
7. Бобылов Ю. Внешнеторговые аспекты рыбного хозяйства России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.54-62.
8. Бринкен А.О. Газоснабжение и импорт природного газа в США / Бринкен А.О., Федорова Е.В. // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2004. - N 5. - С.64-80.
9. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учеб. пособие / Бурмистров В.Н., Холопов К.В. - М., 2001. - 384с.
10. Внешнеторговая деятельность Россия - Китай // Междунар. бизнес России. - 2007. - N 12. - С.20.
11. Внешнеторговый режим РФ. Ч.1. Законодательная основа. Регулирование экспортных операций: Комментарий, официальные документы // Экономико-правовой бюллетень АКДИ "Экономика и жизнь". Темат. выпуск 3 (35). - М., 2001.
12. Внешнеторговый справочник. - М., 2005. - 513с.
13. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже ХХI века / Шуйский В.П., Краснов Л.В., Ковалев А.В., Сковорода В.А. - М., 2000. - 223с.
14. Внешняя торговля России: внешний вид оставляет желать лучшего // Экономика и жизнь. - 2004. - Янв. (N 4). - С.42.
15. Внешняя торговля России // Диалог. - 2005. - N 4. - С.28-29.
16. Внешняя торговля России на рубеже веков / под общ. ред. С.И.Долгова. - М., 2001. - 445с.
17. Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Вопросы экономики. - 2009. - N 1. - С.68-83.
18. Воронина Н.В. Развитие мировой торговли нефтью в свете новейших геополитических процессов // ЭКО. - 2004. - N 4. - С.103-109.
19. Врагова Н.К. Особенности регулирования пограничной торговли в рамках российско-китайского эксперимента по расчетам в национальных валютах // Деньги и кредит. - 2004. - N 11. - С.60-62.
20. Вупин Кво. Торгово-экономические отношения между Тайванем и Россией // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2004. - N 7. - С.67-73.
21. Грачев Ю Н. Внешнеэкономическая деятельность: Орг. и техника внешнеторг. операций: учеб.-практ. пособие. - М., 2001. - 592с.
22. Гребенщиков Э. Российский газ в Японии и Китае // Азия и Африка сегодня. - 2004. - N 2. - С.14-17.
23. Громова Н.М. Внешнеторговый контракт = Contracts in foreign trade: учеб. пособие. - М., 2000. - 141с.
24. Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта / И.П.Гурова, Е.В.Зыкова, Е.Б.Склярова // ЭКО. - 2007. - N 9. - С.29-42.
25. Гусев М. Прогноз развития внешней торговли на 2008-2015 гг. / М.Гусев, А.Широв // Общество и экономика. - 2008. - N 8. - С.119-132.
26. Давыдов А.Ю. Внешняя торговля США и ее государственное регулирование // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2009. - N 1. - С.13-28.
27. Деваева Е.И. Региональные аспекты российской внешней торговли / Е.И.Деваева, П.А.Минакир // Вестн. ДВО РАН. - 2003. - N 1. - С.66-79.
28. Дойл Р. Глобализация торговли // В мире науки. - 2003. - N 9. - С.8-9.
29. Доржиева И. Импорт капут // Финанс. - 2009. - N 1. - С.12-13.
30. Дробот Г.А. Мировая торговля и перспективы развития стран третьего мира: дискуссионные подходы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социол. и политол. - 2003. - N 3. - С.3-19.
31. Жиляев К.В. Основные тенденции развития международной торговли в 90-е годы // Пробл. прогнозирования. - 2003. - N 6. - С.139-152.
32. Загашвили В. Мировая торговля // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2005. - N 8. - С.9-13.
33. Зажигина М.А. Формирование системы государственного регулирования внешней торговли в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. Экон. фак. - М., 2006. - 21с.
34. Зотов Г.М. Россия в мировой торговле сто лет назад // Междунар. бизнес России. - 2000. - N 11. - С.44-45.
35. Исаченко Т. Некоторые аспекты единой внешнеторговой политики Европейского Союза // Маркетинг. - 2000. - N 2. - С.105-112.
36. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
1,200 руб.