Введение
Содержание
Заключение
Литература
Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальными.
С появлением новых способов передачи информации получили свое развитие новые системы электронной связи – Интернет, электронная почта, локальные и глобальные информационные сети, сотовая связь, современные базы данных, активно развиваются телевидение и радио. В Европе, исторически находящейся в первых рядах прогрессивных экономик, начинает формироваться новое явление в торговых отношениях – электронная коммерция и электронная цифровая подпись.
В 1995 г. Совет Европы издает резолюцию о стратегии вхождения Европы в информационное общество, учреждается форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. Результат - каждая из стран Европы обязана иметь программу, посвященную формированию национальной политики в целях построения информационного общества.
В глобальном информационном пространстве сложились следующие модели правового регулирования. Нас в рамках нашей работы интересуют в первую очередь европейская.
Континентальная (европейская) модель направлена на обеспечение баланса международным контролем со стороны государства и частной инициативой.
Ее особенностями являются следующие:
- личная инициатива имеет жесткую регламентацию со стороны законодательства;
- на первое место выдвигается развитие услуг по функциональному и практическому информированию граждан.
Кроме того, следует отметить, что существует специфика в правовом регулировании глобального информационного пространства в отдельных европейских странах, например Швеции - стимулирование социальных программ, во Франции - техническое обеспечение. Германские законодатели возлагают на провайдеров услуг ответственность за содержание, предоставляемое третьей стороной, если они осведомлены об этом содержании и блокирование его технически возможно и обосновано. Здесь в императивной форме провайдеру предписывается обязанность по блокировке "незаконной" информации. Закон также возлагает на провайдеров услуг ответственность за содержание "собственной" информации, которую они предоставляют для использования. Закон освобождает провайдеров услуг от ответственности за содержание, предоставляемое третьей стороной, только в том случае, если они обеспечивают только доступ к информации. Закон ФРГ содержит также существенные положения, касающиеся электронной коммерции, обязывает поставщика товара или услуг предоставлять потребителю необходимые данные о себе, определяет принципы, соблюдение которых требуется при работе с персональными данными, определяет обязанности провайдера по защите данных, а также определяет понятие данных, вытекающих из договорных отношений между провайдером услуг и пользователем (договорные данные), и действия, которые провайдер должен совершить с текущими данными и данными для расчетов. Этот опыт в регулировании вопросов, связанных с электронной коммерцией, повлиял на европейскую политику в данной области.
Наша работа посвящена правовому регулированию систем электронной связи в странах Европейского Союза.
Основным механизмом законодательного регулирования в Европе являются Директивы. Они принимаются Европейским Парламентом и содержат положения, на основе которых страны-члены ЕС разрабатывают свои законы. Директивы устанавливают также четкие сроки принятия этих законов. Директивы не предполагают дословного включения в национальные законодательства, а являются лишь средством проведения того или иного единого принципа, конечной целью чего является экономическое и социальное развитие всего Европейского Союза.
Формирование правил развития электронной коммерции было целью разработки двух документов - Европейской инициативы 1997 г. в области электронной коммерции и Предложения Комиссии ЕС 1998 г. по вопросам, рекомендуемым к включению в Директиву. Но полноценная законодательная регуляция сферы электронных платежей началась в Европейском Союзе только с 2000 года. С 8 июня 2000 г. стала действовать Директива Европейского Союза 2000/31/EC о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции, на внутреннем рынке (ДЭК). А 18 сентября 2000 года была принята Директива 2000/46/ЕС об учреждениях в сфере электронных денег (ДЭУ). Кроме того, электронные платежи в ЕС Рекомендацией об операциях с использованием электронных платежных инструментов от 30 июля 1997 г.
Объектом исследования в работе выступают общественные отношения в области правового регулирования систем электронной связи в странах Евросоюза.
Предметом в работе являются нормы европейского национального и союзного законодательства, регламентирующие функционирование систем электронной связи.
Целью работы является определение особенностей правового регулирования систем электронной связи в странах Европейского Союза.
Задачи работы:
- определить понятие и содержание основных видов систем электронной связи;
- дать общую характеристику национального и наднационального законодательства в области регулирования систем связи в Европе, их соотношения;
- определить особенности правового регулирования сети Интернет в странах Евросоюза;
- изучить правовое регулирование электронного документооборота и коммерции в европейских государствах;
- определить особенности правового регулирования защиты персональных данных;
- изучить особенности правового регулирования функционирования телевидения, радио и иных СМИ.
Степень научной разработанности темы: необходимо отметить, что правовое регулирование электронных систем связи в странах Европейского Союза на сегодняшний день не часто становится объектов внимания российских правоведов. Отдельные аспекты электронной торговли в Евросоюзе рассмотрены в работах Ефремкиной О.В. ; Е.А.Шелепиной , отдельные вопросы правового регулирования электронных средств массовой информации освещены в работах И.В. Гетьман-Павловой, А.А. Гущиной, В.Н. Липовцева . Проблемы правого регулирования электронных систем связи в Евросоюзе косвенно рассматриваются в работах, посвященных российскому законодательству об информационных технологиях, например в трудах К.В.Прокофьева , Н.М.Васильевой и др.
Нормативно-источниковедческая база работы представлена нормативными актами Европейского Союза, международными договорами и соглашениями, законодательными актами стран-участниц ЕС.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.
3,000 руб.
Введение 3
Глава1. Понятие систем электронной связи и их правовое регулирование. 7
1.1. Системы электронной связи – понятие, содержание. 7
1.2. Национальное и наднациональное законодательство в области регулирования систем связи в Европе. 16
Глава 2. Системы электронной связи в Европейском Союзе: правовые аспекты. 23
2.1. Правовое регулирование сети Интернет. 23
2.2. Правовое регулирование электронного документооборота и коммерции. 27
2.3. Правовое регулирование защиты персональных данных. 36
2.4. Правовое регулирование средств массовой информации, телекоммуникаций. 41
Заключение 59
Список литературы 62
3,000 руб.
В российской правовой системе отсутствует понятие – «система электронной связи». Под ней мы понимаем систему передачи информации посредством использования электронных, информационных технологий.
Электронный бизнес - повышение эффективности бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того чтобы обеспечить взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Понятие "электронный бизнес" шире понятия "электронная коммерция", касающегося только коммерческой деятельности, поскольку охватывает всю систему взаимоотношений с партнерами и заказчиками.
Электронная коммерция - деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг (в т.ч. и рекламных) с использованием открытых компьютерных сетей.
Интернет-коммерция, торговля в Интернете - коммерческая деятельность в Интернете, когда процесс покупки/продажи товаров или услуг (весь цикл коммерческой/финансовой транзакции или ее часть) осуществляется электронным образом с применением Интернет-технологий.
Интернет признается глобальной компьютерной сетью, поскольку она состоит из различных компьютерных сетей, объединенных стандартными соглашениями о способах обмена информацией и единой системой адресации.
Право Европейских сообществ представляет собой правовую систему sui generis, источники которой интегрированы в национальный правопорядок и подлежат обязательному применению национальными судебными учреждениями.
Законопроектные работы в Европейском Союзе по разработке базового нормативного акта в области электронной торговли были начаты в 1996 г. По итогам широкой дискуссии Европейская комиссия в апреле 1997 г. выступила с «Европейской инициативой в области электронной торговли». В июне 2000 г. была принята «Директива о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества и, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке» (Директива об электронной торговле). Государствам-членам было предписано привести свое законодательство в соответствие с Директивой в срок до 17 января 2002 г.
Европейский Союз, как и некоторые наиболее развитые страны мира, понимая важность проблемы законодательного регулирования электронной цифровой подписи, рассмотрел вопрос о регулировании отношений, возникающих при заключении различных сделок в электронном виде. В декабре 1999 г. Европейский парламент совместно с Советом приняли Директиву о порядке использования электронных подписей в Европейском Сообществе нормы которой подлежали имплементации в национальное законодательство до июля 2001 г.
В праве ЕС существует всего два новейших нормативных акта, принятие которых напрямую вызвано необходимостью правового регулирования использования электронных денег. К ним относятся:
1. Директива 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г. «Об учреждении, деятельности и надзоре за деятельностью организаций, занимающихся электронными деньгами»; и
2. Директива 2000/28/ЕС от 18 сентября 2000 г. «О внесении изменений в Директиву 2000/12/ЕС «Об учреждении и деятельности кредитных организаций».
Кроме того, Регламент Европейского центрального банка ЕЦБ/1998/16, посвященный порядку предоставления ЕЦБ статистических данных финансовыми учреждениями, среди прочего, регулирует вопрос предоставления ЕЦБ статистических данных о выпуске и использовании электронных денег финансовыми учреждениями на территории зоны обращения евро.
Наконец, важное значение для понимания причин появления вышеуказанных директив и их содержания имеет Доклад ЕЦБ «Об электронных деньгах». В этом докладе подробно описаны не только, экономические последствия существования и обращения электронных денег, но и выдвигаются предложения по их правовому регулированию, которые легли в основу вышеуказанных директив.
Директива Европейского Парламента и Совета Европы 95/46/EC "О защите личности в отношениях обработки персональных данных и свободном обращении этих данных" и Директива Европейского Парламента и Совета Европы 2002/58/EC от 12 июля 2002 г. касаются защиты персональных данных и защиты личных данных в электронном коммуникационном секторе, регламентируют использование персональных данных и предусматривают гарантии неприкосновенности частной жизни в сфере телекоммуникаций.
3,000 руб.
Нормативные акты
1. Регламент Европейского центрального банка ЕЦБ/1998/16
2. «Европейская инициатива в области электронной торговли». (Европейская комиссия - апрель 1997 г.)
3. «Директива о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества и, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке» (Директива об электронной торговле июне 2000 г.) // Directive No. 98/34, art. 1(2) (OJ 1998, L 204).
4. Доклад ЕЦБ «Об электронных деньгах» // European Central Bank Report On Electronic Money. Frankfurt-am-Main, 1998.
5. Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community Framework for Electronic Signatures (Electronic Signatures Directive) // Official Jou
al of the European Communities L013. 19.01.2000. P. 12; http://europa.eu.int/comm/dg15/en/media/sign/elecsignen.pdf.
6. Report of General Secretariat of the Council on IGG 2007 Mandate. 26 June 2007. 11218/07. POLGEN 74. P. 3.
7. Residency Conclusion of the Brussels Council of the European Union. 23 June 2007. 11177/07. CONCL 2. P. 16.
8. Declaration conce
ing primacy // Draft Treaty Amending the Treaty on European Union and the Treaty Establishing the European Community - Draft Declarations (Report of Presidency of the IGC on the Conference of the Representatives of the Gove
ments of the Member States). 23 July 2007. CIG 3/07. P. 54.
9. Opinion of the Legal Service of the European Council conce
ing Primacy of EC Law. 22 June 2007. 11197/07. D/07/3. P. 1.
10. Judgment of the Court of 28.06.1978: Simmenthal SpA v Amministrazione delle fnanze // European Court reports. 1978. Case 70/77. Page 01453.
11. Electronic Commerce in Europe: the present situation, by R. Verrue, Director-General of the Information Society DG, Brussels, 20.01.1999.
12. Постановление Европейского Парламента (1994 г.) “Плюрализм и концентрация средств массовой информации” // “Pluralism and Media Concentration” A3-0435/93.
13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
Научная и учебная литература
14. Ефремкина О.В. Электронные деньги в ЕС (правовой аспект) // Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003. С. 325–326.
15. Шелепина Е.А. Международная унификация законодательства об электронном документообороте // Журнал российского права, 2007, N 7.
16. Гетьман-Павлова И.В., Гущина А.А., Липовцев В.Н. Слияния и поглощения: имплементация Директивы 2004/25/EC Европейского парламента и Совета от 21 апреля 2004 г. относительно предложений о поглощении в ФРГ и во Франции // Налоги (газета), 2008, N 37 и пр.
17. Прокофьев К.В. Информационная безопасность: основные проблемы международно-правового сотрудничества // Адвокатская практика, 2008, N 5.
18. Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции: опыт зарубежных стран и России // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006.
19. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов; под ред. В. М. Попова. - М : Финансы и статистика, 2001.
20. Калинина А. Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция: учебное пособие [электронный ресурс] / А. Э. Калинина. – Волгоград : ВолГу, 2004.
21. Успенский И. В. Интернет-маркетинг: учебник [электронный ресурс] / И. В. Успенский. - СПб.: СПГУЭиФ, 2003.
22. Жуков Н.И. Философские основания кибернетики. - М.: Знание, 1985.
23. Дмитрик Н. Интернационализация правового регулирования вопросов применения электронных подписей // http://www.russianlaw.net/law/doc/a119.htm
24. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики: Учеб. пособие. М., 2003. С. 178).
25. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 98.
26. Maltz T. Customary Law & Power in Inte
et Communities // School of Law, University of New South Wales. <http://ascusc.org/jcmc/vol2/issue1 /custom.html>.
27. Андреев Б.В., Вагонова Е.А. Право и Интернет: Учеб. пос. М., 2001. С. 5.
28. Ересеева О.Д. Налогообложение в Европейском союзе: основные понятия // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы межвузовских научно-практических конференций. Москва, 9 апреля 2003 г. 10 апреля 2004 г., М., 2004. С. 306.
29. Judgment of the Court of 15 July 1964: Costa v E.N.E.L. // European Court Reports. 1964. Case 6/64. Page I-585.
30. Тихоновецкий Дмитрий Сергеевич: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. Судебная практика как источник европейского права. Москва, 2004. 152 с.
31. Reestman J.H. Primacy of Union Law // European Constitutional Law Review. 2005. Vol. 1. P. 104 - 107.
32. European Central Bank Report On Electronic Money. Frankfurt-am-Main, 1998.
33. Международное частное право: Сборник документов. М., 1997. С. 538 - 542. (Россия не участвует.)
34. Чудинов Г.В. Защита объектов интеллектуальной собственности // Новости искусственного интеллекта. 2002. N 3.
35. Балабанов И.Т., Электронная коммерция, Учебное пособие для вузов, СПб, 2001, С.191.
36. Толстопятенко Г.П., Европейское налоговое право, М., 2001, С. 75 и сл.
37. Дятленко В.В., Волчинская Е.К. Законодательство о защите персональных данных: проблемы и решения // Информационное право, 2006, N 1.
38. Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право, 2007, N 14.
39. Левченко В.Г. Международно-правовые аспекты контроля информации, передаваемой по открытым телекоммуникационным сетям // Общество и право, 2008, N 2.
40. Доклад Де Ври “Регулирование концентрации средств массовой информации” (The 1990 De Vries Report “Resolution on Media Concentration” (OJC 68 19/3/90)
3,000 руб.