Введение
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним призвана обеспечить публичность гражданского оборота недвижимых вещей, иными словами, стремиться с помощью правовых и организационных мер оздоровить и упорядочить рынок недвижимого имущества, который стал бурно развиваться в России последние 17 лет, сконцентрировав все его функции по инвентаризации, учету, регистрации, использованию и налогообложению в системе единого государственного органа.
Потребность в создании единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним была вызвана также тем, что предметом договоров, права по которым подлежат обязательной государственной регистрации, являются объекты, представляющие особую ценность для субъектов гражданского оборота. В отсутствие стабильности и прозрачности рынка недвижимости высока степень риска несения существенных убытков участниками гражданского правового оборота недвижимости. Необходимость эффективного осуществления охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц государством требовала стройной системы органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В конечном итоге потребности участников оборота недвижимости определили цели и задачи государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе и права собственности.
Целью настоящей работы является изучение института государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
2. Изучить основания государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
3. Исследовать порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
1,200 руб.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Недвижимое имущество представляет собой одну из основ функционирования любой экономической системы. Поэтому оптимальная организация оборота недвижимости является одной из главных задач в области экономической политики. Ведущую роль в организации такого оборота играет правовое регулирование отношений, связанных с недвижимым имуществом. Можно с уверенностью сказать, что от правильного выбора правовой модели отношений в сфере недвижимости во многом зависит динамика экономических процессов, инвестиционный климат и благосостояние населения. В то же время недостатки правового регулирования в данной области, пробелы в законодательстве и ошибочные решения не могут не сказываться негативно на многих факторах экономического и социально-политического развития.
В большинстве правовых исследований сферы недвижимого имущества проблемы государственной регистрации прав на недвижимость занимают подчиненное место. На первый взгляд это вполне оправданно, так как регистрация прав на недвижимость представляет собой лишь один из элементов правового режима недвижимости. При этом нельзя признать неверным тезис о том, что система регистрации должна строиться в соответствии с правовой доктриной недвижимости, а не наоборот.
Однако нужно иметь в виду, что регистрация прав представляет собой основной, ведущий элемент правового режима недвижимости. Это становится очевидным как при анализе зарубежного законодательства, так и при внимательном рассмотрении действующего законодательства нашей страны. Дело в том, что необходимость регистрации прав - это то главное, что отличает правовой режим недвижимого имущества от правового режима имущества движимого. Из такого положения вытекает особая значимость правовой модели регистрации для правового режима недвижимости. С одной стороны, эта модель должна вписываться в общую концепцию правового регулирования недвижимости, а с другой стороны, все законодательные решения в области недвижимости должны приниматься с учетом действующей системы регистрации прав, поскольку только при соответствии этой системе они могут быть реализованы.
Регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой новую проблему для права нашей страны. Это признается практически всеми исследователями правового регулирования оборота недвижимого имущества. Однако всякий, кто обратится к истории вопроса, не может не признать относительность такой новизны. Более того, многие вопросы, которые сегодня вызывают оживленные дискуссии, были предметом обсуждения много лет назад как среди российских правоведов, так и среди ученых других стран.
И эта новизна, и ее относительность являются весьма яркими иллюстрациями того обстоятельства, что регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой объективную необходимость во всякой правовой системе, допускающей оборот недвижимости.
С принятием и введением в действие Закона о регистрации наступил новый этап в развитии правового регулирования регистрации прав на недвижимость. Закон определил значение и правовые последствия регистрации, установил основные начала, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решений регистрирующим органом. Вместе с тем принятие этого Закона не завершило процесс создания правовой базы регистрации прав на недвижимость. Само содержание Закона о регистрации, его концепция свидетельствовали о том, что он, с одной стороны, был ориентирован на существование определенного перехода от применения отдельных его положений к созданию системы, в полном объеме отвечающей его содержанию, а с другой стороны, предусматривал принятие большого количества нормативных актов, определяющих механизм практической реализации более общих норм данного Закона.
Автор считает необходимым решительно выступить против определения целей собственно государства как приоритетных при формировании системы регистрации прав на недвижимое имущество. Более того, следовало бы законодательно закрепить положение, в соответствии с которым первой и основной целью государственной регистрации прав на недвижимость является защита прав участников оборота недвижимого имущества. В число этих участников входит и государство, которое в условиях России является крупнейшим собственником недвижимости. Тем больше оснований акцентировать внимание на равенстве государства и других участников оборота. Гарантии такого равенства должны быть специально сформулированы в законодательстве о государственной регистрации. Необходимость существования таких гарантий определяется рядом особенностей этого законодательства. Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимость призвано "обслуживать" гражданское законодательство, регулирующее "параллельные" отношения, основанные на равенстве всех субъектов, включая государство.
Без регистрации прав на недвижимость ни один участник гражданского оборота не может быть уверен в действительности своих прав, а равно и прав других участников рынка недвижимости. Будучи актом признания государством зарегистрированного права, регистрация (в зависимости от ее системы и уровня организации) дает определенную степень уверенности в стабильности прав на недвижимость, степень всегда значительно большую, чем в условиях отсутствия регистрации.
Данная цель имеет особое значение для нашей страны. В современных условиях недвижимость (квартиры, дома, земельные участки и др.) является основным, а в ряде случаев практически единственным существенным достоянием подавляющего большинства граждан. Для многих граждан недвижимость выступает и единственным (или основным) источником дохода, она может быть предметом аренды, объектом залога при получении кредита и т.д. В условиях, когда доходы значительной части населения ниже официально установленного прожиточного минимума, государство обязано принимать все необходимые меры к защите того, что является единственной ценностью и условием существования для многих граждан.
1,200 руб.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 25.12.1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.03.2009) // СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 05.04.2009) // СЗ РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 03.12.2008) // СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
6. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
7. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 09.02.2009) // СЗ РФ, 30.08.2004, N 35, ст. 3607.
8. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ, 20.04.1998, N 16, ст. 1801.
9. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (ред. от 13.05.2008) // СЗ РФ, 03.07.2006, N 27, ст. 2881.
10. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2008) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 11.07.1991, N 28, ст. 959.
11. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 25.12.2008) // СЗ РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
12. Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6366.
13. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ, 16.04.2001, N 16, ст. 1602.
14. Приказ Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 19.01.2005) // "Бюллетень Минюста РФ", N 11, 2002.
Акты судебных органов.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (ред. от 06.02.2007) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 11, 1993.
16. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21 "Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли - продажи недвижимости" // "Вестник ВАС РФ", N 1, 1998.
17. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // "Вестник ВАС РФ", N 4, 2001.
18. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.06 № Ф08-5205/2006 // Документ опубликован не был. Источник – СПС Гарант.
19. Постановление ФАС Московского округа от 22 мая 2002 г. N КГ-А40/3133-02 // Документ опубликован не был. Источник – СПС Гарант.
20. Постановление ФАС Московского округа от 9 марта 1999 г. N КГ-А40/444-99 // Документ опубликован не был. Источник – СПС Гарант.
Литература.
21. Акиньшин Ю.А. О пределах проведения правовой экспертизы при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Сайт Федеральной регистрационной службы www.rosregistr.ru.
22. Акчурин А., Плотникова И.Н. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права. Сборник статей. - М.: Ось-89, 2003.
23. Балмасова А.А. Организация и осуществление деятельности по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2004, № 2.
24. Бессарабов А.Г. Регистрация прав юридических лиц при реорганизации, увеличении (уменьшении) уставного капитала // Информационный бюллетень. 2004. N 3.
25. Воронин И.К. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации. - М.: Мегалион, 2003.
26. Казенных Т.А. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: понятие, значение, принципы // Юридический консультант, 2004, № 1.
27. Козырь О.М. Недвижимость в новом гражданском кодексе России. ГК России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М.: Изд-во "Родос", 1998.
28. Кюршунова Н. Реестр - выписка - право (о регистрации недвижимости, находящейся в собственности государства) // ЭЖ-Юрист. 2005. N 4.
29. Медолазов К.Л., Савин В.И. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как проблема публичного и гражданского права // Нотариус, 2004, № 2.
30. Мейер Д.И. Русское гражданское право (по изд. 1902 г.). М., 1997. Ч. 1.
31. Михольская В.В. Порядок государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней // Юридический мир. - 2002. - N 7.
32. Павлов П.Н. О документах, удостоверяющих государственную регистрацию прав на земельные участки и иное недвижимое имущество // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 1999. N 1.
33. Пискунова М.Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правоприменительная деятельность учреждений юстиции // Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права. Сборник статей. - М.: Ось-89, 2003.
34. Пискунова М.Г. Особенности возникновения прав на недвижимость и проблемы государственной регистрации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 1999. N 1.
35. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"/Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2001.
36. Фридгант Л.Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как инструмент укрепления прав на недвижимость // Имущественные отношения в Российской Федерации. - М.: НОУ "Международная академия оценки и консалтинга", 2003.
1,200 руб.