Одним из самых масштабных событий в истории Русской Церкви по своим последствиям и значению является Раскол XVII века. Несмотря на длинную череду лет, прошедших со времени трагического разделения русского церковного народа, все еще не только не пропадает интерес к явлению Раскола, но и не угасают споры о нем. В середине XVII в. Раскол, вызванный нужной и правильно задуманной, но неумело, поспешно и жестоко проведенной реформой Русской Церкви, стал второй после «московского разорения» национальной трагедией, тяжким испытанием и для государства, и для общества. Это явление выходит за рамки одной только церковной истории. По подсчетам некоторых историков, от ¼ до 1/3 русских людей XVII века ушло в Раскол. Разделилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.
Целью данной работы является: показать к каким последствиям привел Великий Раскол и как повлиял на дальнейшее развитие русского государства.
Основные задачи работы:
1. Рассмотреть причины возникновения раскола в русской православной церкви.
2. Изучить теорию «Москва – третий Рим»
3. Рассмотреть основные изменения в церковном укладе после проведения реформы.
4. Рассмотреть и проанализировать последствия реформы, отразившиеся на русском народе в XVII веке и последующем развитии русского общества.
До сих пор русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, и в СССР и, в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь. Наиболее значительную часть отделившихся от господствующей Православной Русской церкви стали называть старообрядцами или раскольниками.
750 руб.
Рассмотрев все факты, можно сказать, что раскол, произошедший во второй половине XVII века, привел к отделению от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных реформ патриарха Никона и продолжается до сих пор. Раскольники считают себя такими же православными, как и мы. Старообрядцы не расходятся с нами ни в одном догмате веры, ни в одном основании вероучения, но они откололись от нашей церкви, перестали признавать авторитетом наше церковное правительство во имя «старой веры», будто бы покинутой этим правительством. Поэтому мы теперь и не считаем их еретиками, а только раскольниками, а они нас называют церковниками или никонианами. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности и приведший к новым расколам русской церкви.
Наша Православная Российская Церковь утратила единство, которое во всей полноте не восстановлено до сих пор. Отдельно друг от друга существуют Зарубежная Церковь и Московская Патриархия (ибо так называемое объединение оказалось во многом, увы, фиктивным – да иначе, без единства в Истине, и быть не могло), и те общины, которые остаются еще от Катакомбной Церкви. Благодаря большевикам и их наследникам-демократам (необольшевикам), Русская Церковь прошла через горнило страшнейших гонений. Горнило, через которое в конце XVII – начале XVIII века прошло Старообрядчество. И мы, храня память о страшнейших гонениях XX века, очень часто забываем о том, как русским людям рубили головы, как их сжигали живыми, били кнутом, гнали в Сибирь – и все только за то, что они молились и крестились так, как до того семь веков молилась и крестилась вся Русь. Ведь только после 1905 года старообрядцы получили право организовывать общины, устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон. В 1971 году на поместном соборе Русской православной церкви было признано, что старые обряды «равночестны» послереформенным, то есть также каноничны (правомерны). Таким образом, Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской церкви, происшедшего три столетия назад.
Последствия Раскола для истории нашего государства можно увидеть и в событиях 1917 года. Существует, например, достаточно распространенное и по приводимым фактам доказательное мнение, что революция 1917 года явилась, кроме прочих причин, следствием Раскола. Очевидно, что Раскол принес на Русь разделение православного, единокровного народа на две части. При этом было разрушено духовно-культурное единство нации, формировавшееся в течение многих веков. Пошатнулись вековые устои русского самосознания, а точнее, - традиционные его формы. Раскол - это великая трагедия русского народа. В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаем, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви.
Семя разделения и дехристианизации Руси, брошенное в XVII в., успело пустить глубокие корни. Но вырвать их необходимо; и пока это не сделано, мы не можем рассчитывать на твердый успех в деле церковного и национального возрождения России.
750 руб.
1. Андреев В. В. «Раскол и его значение в народной русской истории» Спб., 1870 г.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 18, 20. М., 1970 г.
3. Бушуев С. В. «История государства Российского» М. 1994 г.
4. Буганов В. И., Сахаров А. Н. «История России с древнейших времен до конца XVII века» М.: Просвещение, 1995 г.
5. Ключевский В. О. «История Российская» М.: Мысль, 1995 г.
6. Соловьев С. М. «История России» М.: Просвещение, 1996 г.
7. История России. Энциклопедия. М.: Аванта, 1995 г.
750 руб.