Введение
Содержание
Заключение
Литература
Изучение социально-психологического климата (СПК) предприятия издавна привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако ученым пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое СПК. Сегодня существует более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик его изучения.
Однако, несмотря на различие подходов, и точек зрения, есть нечто общее, объединяющее эти исследования: все они посвящены первичному производственному коллективу. Ведь именно здесь создаются материальные ценности, и социализируется (формируется) личность работника. Так было до недавнего времени.
Сейчас акценты должны сместиться. Дело в том, что основным звеном производства является предприятие, получающее хозяйственную самостоятельность, а его коллектив — право на самоуправление. На первый план выходят процессы, происходящие на предприятии в целом. Их направленность зависит от СПК всего коллектива, который нельзя определить как сумму составляющих его первичных коллективов. Это — качественно новое образование. СПК такого коллектива в большей мере, чем первичного, существует не сам по себе, а как элемент системы жизнедеятельности предприятия. Кроме него она включает следующие элементы; внешнюю и внутреннюю среду, социальные характеристики коллектива, процесс деятельности,
производственно-экономические и социальные результаты.
Необходимо учитывать также, что предприятие не изолировано от общества. Тысячами нитей оно связано с народнохозяйственным комплексом страны и, следовательно, СПК коллектива зависит, во-первых, от общественно-политической и экономической ситуации в государстве; во-вторых, от положения отрасли в народном хозяйстве и качества управления ею; в-третьих, от условий и уровня жизни в пункте размещения предприятия. Отсюда следует, что изучение СПК неполноценно вне системного и комплексного (с участием социологов, экономистов и психологов) подходов. Виду этого исследование понятия социально-психологического климата и способов воздействия на него в настоящее время особенно актуально.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-психологический климат в коллективе 4
1.1 Понятие социально-психологического климата 4
1.2 Факторы, влияющие на социально-психологический климат 8
1.3 Структура социально-психологического климата 10
2. Регулирование социально-психологического климата в коллективе 12
2.1 Диагностика социально-психологического климата 12
2.2 Способы воздействия на социально-психологический климат в коллективе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
1,200 руб.
Таким образом, социально-психологический климат определяется как преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности.
Социально-психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой личностной самореализации. В свою очередь, сам социально-психологический климат зависит от большого числа факторов, положительно или отрицательно воздействующих на него. На некоторые из них руководителю можно оказать влияние, а на некоторые — нет. Эти факторы разделяют на внешние и внутренние. Кроме основных факторов, формирующих СПК в коллективе, существуют еще несколько дополнительных.
Консультантам, работающим в сфере менеджмент-консалтинга, хорошо известно, что наиболее частой причиной внезапного падения производственных и коммерческих показателей фирмы является ухудшение социально-психологического климата организации в целом или в отдельных ее подразделениях. Изменения социально-психологического климата могут быть не так кардинальны. Однако кадровик-профессионал всегда помнит о необходимости периодического мониторинга социально-психологического климата во всех подразделениях организации — как ключевых, так и второстепенных.
Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность.
Руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
1,200 руб.
1. Дорошенко В. Ю. Деловое общение в рабочей группе. // Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997.
2. Машков В. Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. - СПб., 2002.
3. Морозов А. В. Управленческая психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М., 2003.
4. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 2003.
5. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М., 1977.
6. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
7. Чернышов А. С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. - Воронеж, 1991.
8. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 1997.
9. Васильченко О. Социально-психологический климат: диагностика и формирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/node/497, свободный.
10. Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/11/14/klimat_v_kollektive.html, свободный.
1,200 руб.