Произведения Булгакова отличаются очень естественным переплетением в повествовании планов реального и фантастического. Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно, будут отнесены к области научной фантастики; роман «Мастер и Маргарита» - роман притчевый, философский, в котором сильно, скорее, метафизическое начало – традиционно классифицируется, как фантастический. Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь, для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного (от Сатаны) и светлого (Божеского) начала. Все остальное – это лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла.
В романе переплетаются три пласта: реальный, метафизический (фантастический) и исторический. В произведении нет границы между реальностью и фантастикой. Она стерта или, лучше сказать, разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических: Воланда и его свиты, Понтия Пилата, Иешуа, а также гостей на балу у Сатаны. Стираются в романе и временные границы, которые, впрочем, оказываются литературными границами.
В романе присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно связаны между собой. События происходят в них в разное время: в «иершалаимских» главах Понтий Пилат спорит с Иешуа, в «московских» главах Сатана проверяет жизненные ценности москвичей.
Наиболее интересен и важен момент пришествия Воланда на землю. Сам по себе являющийся Властелином тьмы и, соответственно, носителем зла, он, вступая в контакт с представителями человеческого рода, оказывается Судией, восстанавливающим истину и наказывающий во имя ее. При помощи этого приема Булгаков раскрывает темную сторону человеческой природы, по сравнению с которой сам Сатана становится пророком истины. Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философского смысла. С его помощью Булгаков в притчевой форме переосмысливает глобальные проблемы и переоценивает догматические ценности.
Тяготение Михаила Булгакова к притчевой форме повествования и объясняет столь масштабное соединение в его произведениях реальных событий и героев и персонажей фантастико-аллегорических.
Следует отметить еще один художественный прием: автор использует фантастическое, которое позволило ему сосредоточить внимание на внутреннем мире героев, их психологии. Следовательно, роман написан в манере психологического реализма.
Это было нечто новое и необычное в литературе, особенно композиция романа. События, происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее.
Вечное стремление людей к добру непреодолимо. Наверное, в этом главная заслуга Булгакова: ему удалось заставить нас переосмыслить вечные проблемы добра, зла и истины. Многого в его творчестве мы не понимаем – слишком сложно воплотил свои идеи автор.
750 руб.
Введение..............................................................................................2-3
§1 История создания романа «Мастер и Маргарита»...............4-6
§2 М. А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита». Концепция добра и зла...................................................................7-11
§3 Воплощение добра и зла в образе главных героев романа
3.1. Иешуа и Воланд................................................................12-20
3.2. Свита Воланда..................................................................21-25
3.3. Мастер и Маргарита ......................................................26-31
3.4. Понтий Пилат ..................................................................31-34
3.5. Сатирическое изображение Москвы и москвичей....35-39
Заключение.....................................................................................40-42
Список литературы.......................................................................43
Приложение
750 руб.
Михаил Булгаков судит своих героев по самому строгому счету – по счету человеческой нравственности...
Мастер тоже остается, верен себе до конца во многом, почти во всем. Но все-таки кроме одного: в какой-то момент, после потока злобных, угрожающих статей, он поддается страху. Нет, это не трусость, во всяком случае, не та трусость, которая толкает к предательству, заставляет совершать зло. Мастер никого не придает, не совершает никакого зла, не идет ни на какие сделки с совестью. Но он поддается отчаянию, он не выдерживает враждебности, клеветы, одиночества. Он сломлен, ему скучно, и он хочет в подвал. Вот поэтому он и лишен света.
Вот почему, не снимая со своего героя его личной вины, он сам (автор) страдает вместе с ним – он любит его и протягивает ему руку. Вот почему и вообще тема сострадания, милосердия, то, исчезая, то, вновь возникая, пройдет через весь роман.
«Каждый получает то, что выстрадал», - так можно трактовать финал романа. «Прощенный в ночь на воскресенье... жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат» уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Кто-то» отпустил «на свободу Мастера», даровав ему и Маргарите Небесный, но его собственный и Маргариты рай – полное спокойствие. Иван Бездомный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что он хочет узнать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния. Но для самого Булгакова «рукописи» по-прежнему «не горят». Эта главная для писателя истина проверена временем на примере его произведений.
Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмысленно и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.
... То, что автор свободно соединяет несоединимое: историю и фельетон, лирику и миф, быт и фантастику, - создает некоторую трудность при определении жанра этой книги. Её можно было бы, вероятно, назвать комической эпопеей, сатирической утопией и еще как-нибудь иначе. В \"Мастере и Маргарите\" Булгаков нашел форму, наиболее адекватную его оригинальному таланту, и оттого многое, что мы находим порознь в других вещах автора, как бы слилось здесь воедино.
Одну из сильных сторон таланта Булгакова составляла редкая сила изобразительности, та конкретность восприятия жизни, которую называли когда-то \"тайновидением плоти\", способность даже явление метафизическое воссоздать в прозрачной четкости очертаний, без всякой расплывчатости и аллегоризма - словом, так, как будто это происходит у нас на глазах и едва ли не с нами самими.
У Булгакова – в необыкновенном и легендарном открывается по-человечески понятное, реальное и доступное, но оттого не менее существенное: не вера, но правда и красота. Зато в обыкновенном житейском и примелькавшемся остро-иронический взгляд писателя обнаруживает немало загадок и странностей.
Так самобытно переосмыслен Булгаковым образ Воланда – Мефистофеля и его присных. Антитеза добра и зла в лице Воланда и Иешуа не состоялась. Нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказывается карающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра.
Пора отметить то общее, что сближает многоразличные и на первый взгляд автономные пласты повествования. И в истории московских похождений Воланда, и в духовном поединке Иешуа с Понтием Пилатом, и в драматической судьбе Мастера и Маргариты неумолчно звучит один объединяющий их мотив: вера в закон справедливости, правового суда, неизбежного возмездия злу.
Справедливость в романе неизменно празднует победу, но достигается это чаще всего колдовством, непостижимым образом.
Роман \"Мастер и Маргарита\" – вершина русской прозы XX столетия, апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака, отточенная, разящая сатира на весь советский строй – тот \"корабль дураков\", которым издали, правит сатана. Несмотря на десятки серьезных исследований, роман этот до конца не прочитан, и каждое новое поколение, верится, будет открывать в нем новый смысл. Незавершенный автором, он предстает словно цельный, отстроенный храм, собор, с химерами и чудовищами снаружи и святыми ликами внутри, с толпящейся за оградой нелюдью и теми немногими, кто допущен под его своды.
750 руб.
. Боборыкин В. Т. Михаил Булгаков. М., 1991.
2. Галинская И. Л. Загадки известных книг. – М., 1986.
3. Палиевский П. В. Литература и теория, 1979.
4. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - Киев №5 (134) Май 1991.
5. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. - М., 1997.
6. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. - М., 1997.
7. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. - М., 1991.
8. Филологические науки. – №2, 1999 – 26 с.
9. Шнейберг Л. Я., И. В. Кондаков От Горького до Солженицына. – М.. 1995.
750 руб.