Введение
Одним из основных факторов, определяющих перспективное развитие благосостояния общества, является уровень инвестиционной активности в экономике. Создание условий, обеспечивающих нормальное течение инвестиционных процессов, становится одной из важнейших функций государства, ведущей формой реализации которой выступает создание правовой основы осуществления экономической деятельности. Не меньшую роль в организации инвестиционных процессов играет эффективность использования действующего законодательства его адресатами, адекватность избранных ими правовых форм существу регулируемых отношений.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время в законодательстве, судебной практике и правовой науке не выработано удовлетворительных правовых критериев, позволяющих установить круг отношений, являющихся инвестиционными, что, как представляется, является следствием недостаточного внимания к исследованию с точки зрения правовой науки содержания инвестиционных отношений, составляющих предмет правового регулирования, и приводит законодателя к ошибкам при формулировании правовых норм.
Неопределенность правового содержания инвестиционных отношений не позволяет составить исчерпывающее представление о правовых формах, посредством которых такие отношения могли бы быть урегулированы. Не случайно категория инвестиционного договора не нашла своего отражения в законодательстве, а в правовой науке породила подчас диаметрально противоположные точки зрения на ее суть.
Цель данной работы – рассмотреть правовое регулирование инвестиционной деятельности.
750 руб.
Введение 3
1. Понятие инвестиций 4
2. Нормативно-законодательное обеспечение – основа активизации инвестиционных процессов в России 11
3. Проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 31
750 руб.
Заключение
Законодательство в сфере регулирования инвестиционной деятельности имеет приоритетное значение для создания благоприятного делового климата в России. В целом на федеральном уровне уже сформирована необходимая нормативная правовая база. Она определяет основных участников такой деятельности, их права и обязанности, а также принципы и способы реализации инвестиционного процесса. Однако существующее законодательство пока еще содержит целый ряд особенностей и недостатков.
Первое, на что следует обратить внимание, это нестабильность законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности. Из-за этого частному инвестору в регионах России приходится порой пройти от 80 до 300 согласований, чтобы начать вкладывать деньги в региональный сектор экономики.
Второй важный момент - разрозненность и бессистемность норм российского законодательства об инвестиционной деятельности. Кроме того, изменения и дополнения, вносимые в один нормативный акт, не всегда находят отражение в другом.
Третье - это отсутствие единой концепции формирования и развития правовых основ регулирования инвестиционной деятельности, что приводит к несогласованности федеральных и региональных законодательных актов. В частности, в инвестиционном законодательстве отдельных субъектов Федерации меры государственного регулирования не отвечают полномочиям самих субъектов РФ, установленным федеральным законодательством: отмечается либо значительное превышение полномочий, либо использование своих возможностей не в полной мере.
Немаловажную роль играет и четвертый фактор - несовершенство налогового законодательства. Его сложность, большое количество изменений и дополнений, множество инструкций и подзаконных актов в настоящее время являются одной из причин, замедляющих приток инвестиций в экономику.
И, наконец, пятое - несоответствие федеральных целевых программ потребностям регионов. Выделяемых из бюджета средств не хватает на выполнение поставленных регионами задач, а зачастую средства вообще не перечисляются или не доходят до территорий. С одной стороны, необходимо соблюдать безусловные прерогативы РФ, с другой - позволять регионам самостоятельно решать вопросы внутреннего экономического устройства.
Нарастающий процесс глобализации мировой экономики ставит перед Россией вопрос о повышении конкурентоспособности, включая борьбу за отечественные и иностранные инвестиции. Несмотря на позитивные данные экономического развития, сырьевая ориентированность экономики России сохраняется. Усилия, предпринимаемые для перехода на инновационный путь развития, пока не дают желаемых результатов.
Регионы развиваются неравномерно. Усиливается их социально-экономическая и инвестиционная дифференциация. За последние 10 лет 12 лидирующих субъектов Федерации увеличили свою долю в ВВП страны с 40 до 54%. Возобновился рост концентрации инвестиционного потенциала в нескольких регионах страны. В частности, на три региона (Москва, Санкт-Петербург и Московская область) приходится более четверти всего инвестиционного потенциала РФ, в то время как доля остальных регионов постепенно снижается.
Для решения указанных проблем недостаточно просто поддерживать макроэкономическую и политическую стабильность. Необходимы меры, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране, структурную перестройку и диверсификацию экономики, выравнивание социально-экономического развития регионов.
Одной из целей деятельности государственных органов в инвестиционной сфере на ближайшие годы должна стать законодательная поддержка инициатив по созданию такой модели российской экономики, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста и обеспечивала последовательное повышение благосостояния всех слоев населения Российской Федерации. В области инвестиционной политики необходимо наращивать правовую базу по дальнейшей интеграции в мировую экономику, созданию правовых условий для вступления России в ВТО.
В качестве первоочередной задачи на этом этапе нужно сосредоточить усилия на развитии налоговой реформы в направлении оптимизации ставок налогов, стимулирующих инвестиционную активность, и снижения административных барьеров. Приоритетом в работе Правительства РФ должно стать создание условий для инвестиционной деятельности как основы экономического роста. Необходимо разработать программу развития инвестиционных рынков, учитывающую одновременно общие признаки инвестиционной деятельности и ее институтов на различных рынках и их специфические особенности, а в рамках такой программы - концепцию стимулирующего налогообложения инвестиционной деятельности и ее институтов.
Необходимо развивать инвестиционную активность граждан в направлении их участия в работе коллективных инвесторов - инвестиционных, страховых компаний и пенсионных фондов. Такие инвесторы должны в соответствии с мировой практикой находиться под особым контролем государства, им следует создать условия для эффективного инвестирования накопленных средств в экономику России.
В развитие и во исполнение программы нужно разработать и принять федеральные законы о доверительном управлении, инвестиционной деятельности, биржах и биржевой деятельности, кредитных союзах, рынке производных финансовых инструментов, а также новую главу Налогового кодекса РФ о налогообложении капитала и операций с ним. Кроме того, было бы полезно ежегодно разрабатывать и утверждать на уровне Правительства РФ документ под названием "Основные направления инвестиционной политики в Российской Федерации", в котором будут сформулированы приоритеты и механизмы реализации инвестиционной политики на очередной год.
Основной задачей также должно стать создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы. Приоритетом государственной инвестиционной политики в этих условиях будет содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов "новой экономики", прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального хозяйства.
Достижение указанных целей требует реализации комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка.
750 руб.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 21.10.1994 в ред от 09.02.2009
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 24.07.2007)
3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред.от 29.09.1008)
4. Антипова О.С. Инвестиции: правовое содержание понятия // Юридический мир. 2006. N 12. - С. 16.
5. Башкирова Н.Н. Совершенствование налогового законодательства в целях развития инновационно активных организаций // ФБК. 2008. N 1. – С.15.
6. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. М.: Дашков и К, 2006. - С. 27.
7. Вострикова Н.Г. Финансовое право. Учебник для Вузов. М.: Юристъ, 2008. – 345 с.
8. Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // Законодательство. 2007. N 3. - С. 65.
9. Лисица Н.В. Понятие и формы осуществления инвестиционной деятельности // Предпринимательское право, 2007. – №4. - С.23.
10. Хоменко А.Б. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Инвестиционные споры. // Право и экономика, 2009. - №2. – С. 12.
750 руб.