Введение
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов. Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения эффективности технической подготовки футболистов. Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов, в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом.
Современные исследования в области детско-юношеского спорта характеризуются концентрацией внимания ученых на проблемах совершенствования содержания основных разделов программно-методических документов (13, 42).
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки (37, 49, 53).
В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических подходов к техническому совершенствованию футболистов за счет усиления скоростной и технической подготовленности юных футболистов.
Объект исследования – структура подготовленности юных футболистов (12-13 лет) к игре.
Предмет исследования – специфика влияния скоростной подготовленности на выполнение технических элементов в игре.
Цель исследования – обосновать взаимосвязь влияния скоростной подготовленности юных футболистов на выполнение технических элементов в игре.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1.Изучить основные подходы к скоростной и технической подготовке юных футболистов в специальной литературе.
2.Обосновать структуру и критерии скоростной и технической подготовленности юных футболистов и определить ее влияние на выполнение технических элементов в игре.
3. Исследовать влияние скоростной подготовленности у юных футболистов на выполнение технических элементов.
4.Разработать программу специально-разработанных упражнений, направленных на развитие скоростной подготовки и улучшения техники игры у юных футболистов.
5. Выявить динамику результатов скоростной подготовленности юных футболистов и повышение выполнения технических элементов.
Гипотеза исследования: использование системного подхода к развитию скоростной подготовленности юных футболистов 12-13 лет повысит уровень выполнения технических элементов.
Методологическую основу исследования составили: современная теория управления подготовкой спортивных резервов (В.П.Филин, М.Я.Набатникова, Ю.Д.Железняк, А.А.Сучилин), концепция комплексной целенаправленной оптимизации функциональной подготовленности футболистов (А.И.Шамардин), концепция функциональной специализации организма спортсменов (В.Н.Платонов, Ю.В.Верхошанский).
Методы исследования: Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, определение показателей физического развития, тестирование функциональной подготовленности, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении и развитии теории и методики спортивной тренировки юных футболистов теоретическим и экспериментальным материалом об особенностях функциональной подготовленности футболистов 12-13 лет.
Практическая значимость результатов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ учебно-тренировочного процесса для ДЮСШ, СДЮШОР по футболу в группах специализации.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы.
3,000 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Обзор научно-методической литературы по теме исследования
1.1.Анализ основных подходов к скоростной и технической подготовке юных футболистов в специальной литературе……………………………………………6
1.2.Сущность, структура и критерии скоростной и технической подготовленности юных футболистов……………………………………………12
1.3.Взаимосвязь скоростной и технической подготовленности в развитии тактико-технической подготовке юных футболистов…………………………...20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования…………………………………………………………..29
2.2. Методы исследования…………………………………………………………30
2.3. Организация исследования……………………………………………………30
Глава 3. Практическое изучение влияния скоростной подготовленности у юных футболистов на выполнение технических элементов (на примере ДЮКФП «Антей» г. Москвы)
3.1.Изучение начального уровня скоростной подготовленности и выполнение технических элементов у юных футболистов……………………………………32
3.2.Разработка программы специально-разработанных упражнений, направленных на развитие скоростной подготовки и улучшения техники игры у юных футболистов……………………………………………................................39
3.3.Динамика результатов скоростной подготовленности юных футболистов и повышение выполнения технических элементов………………………..............47
Выводы………………………………………………………………………….......54
Практические рекомендации………………………………………………………56
Список литературы…………………………………………………………………57
Приложение…………………………………………………………………………63
3,000 руб.
Список литературы
1. Арбузин,, И.А. Эффективность игровой деятельности и различные виды подготовленности юных футболистов / И.А. Арбузин, Н.П. Филатова // Научные труды: Ежегодник. – Омск, 2005. – С. 10 – 17.
2. Арбузин И.А. Изменение коэффициента брака игровой деятельности у юных футболистов 11-13 лет при использовании методики развития игрового мышления / И.А. Арбузин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы Всероссийской конф. молодых ученых и студентов. – Омск, 2005.–С.50-52.
3.Аганянц Е.К., Трембач А.Б., Гронская А.С Перспективы оценки двигательных способностей по электрофизиологическим показателям // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. – Краснодар, 1996. – С. 4-12.
4.Айрапетянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1992. – 41 с.
5.Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. – Омск, 1986. – 42 с.
6.Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. – М., 1994. – 244 с.
7.Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – №3. – С. 43–46.
8.Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
9.Андреев С.Н., Еремин Д.А., Брунцев В.М. Первый чемпионат мира по мини-футболу в Голландии: Метод. рекомендации. – М., 1989. – 43 с.
10.Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учеб. пособие для слушателей ВШТ/ГЦОЛИФК. – М., 1980. – 127 с.
11.Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990. – 192 с.
12.Баженов В.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Оценка уровня скоростной выносливости футболистов по интегральному результату прохождения контрольной дистанции 7 х 50 м.: Тез. докл. III-й респуб. науч.-практ. конф. по проблемам детско-юношеского футбола. – Фрунзе, 1985. – С.13-14.
13.Барамидзе А.М. Построение тренировок в подготовительном периоде футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 25 с.
14.Болобан В.Н., Мистулова Т.Е. Дидактическая система обучения спортивным упражнениям со сложной координационной структурой // Наука в олимпийском спорте. – К., 1995. – № 2. – С. 27 – 30.
15.Болобан В.Н., Мистулова Т.Е. Дидактическая система обучения спортивным упражнениям со сложной координационной структурой // Наука в олимпийском спорте. – К., 1995. – № 2. – С. 27 – 30.
16.Годик М.А., Шамардин В.Н., Халиль И. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 7. – С. 49 – 51.
17.Запорожанов В.А., Платонов В.Н. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. – К.: Здоров\'я, 1985. – 192 с.
18.Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке. – К.: Здоров\'я, 1988. – 144 с.
19.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
20. Зеленцов А.М., Базилевич О.П., Лобановский В.В. К вопросу об управлении развитием физических качеств футболиста в подготовительном периоде // 21.Управление спортивной тренировкой. – К., 1974. – С. 54-58.
22.Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов // Футбол: Ежегодник / Сост. В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.: К.И. Бесков и др. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 9-13.
23. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. – К, 1985. – 134 с.
24.Золотарев А.П., Шамардин А.И. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.Д. Васильева. – Волгоград: ВГИФК, 1993. – 33 с.
25.Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Дис. … д-ра пед. наук. – Краснодар, 1997. – 445 с.
26.Зонин Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 21 с.
27.Кобзев В.А. Показатели МПК, физического развития и работоспособности у учащихся СДЮШОР и школьников 9–15-летнего возраста // Координация функций при срочной и долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам: Сб. науч. трудов. – Л., 1990. – С. 6 - 7.
28.Компаниец Ю.А. Построение и контроль тренировочного процесса баскетболисток на этапе углубленной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. – Луганск, 1990. – 179 с.
29.Контроль за тренировочным процессом в группах спортивного совершенствования ВУЗов: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Максименко и В.Н. Севастьянова. – Изд-во краснояр. ун-та, 1986. – 160 с.
30. Лукин Ю.К. Методика планирования тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 19 с.
31.Люкшинов Н.М. Формирование модельных характеристик соревновательной деятельности футболистов на основе анализа игр чемпионатов мира и первенства СССР: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Л., 1989. – 21 с.
32.Макарова Г.А. Медико-биологическое обеспечение в циклических видах спорта: Метод. рекомендации для спортивных врачей и тренеров. – Краснодар, 1984. – 60 с.
33.Максименко Г.Н. Экспериментальное обоснование специфической дополнительной нагрузки в занятиях с юными спортсменами // Теория и практика физ. культуры. – 1970. – № 5. – С. 8-10.
34.Максименко Г.Н. Экспериментальное обоснование методики использования пульсовой пробы для оценки величины тренировочных нагрузок юных спортсменов в видах легкой атлетики // В кн.: Актуальные пробл. упр. системой подготовки спорт. резервов. – М., 1977. – С. 114-122.
35.Максименко Г.Н. и др. О критериях оценки интенсивности тренировочных нагрузок у специализирующихся по спортивным играм // Теория и практика физ. культуры. – 1978. – № 9. – С. 12-15.
36. Максименко Г.М. Спортивно-педагогічне вдосконалювання (легка атлетика): Навч. посібник. – К.: Вища шк., 1992. – 294 с.
37.Максименко И.Г. Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у футболистов различной квалификации // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. праць під ред. Єрмакова С.С. – Харків, 1998. – № 3. – С. 23-24.
38.Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. – Луганск: Знание, 2000. – 276 с.
39.Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с
40.Метаболизм в процессе физической деятельности / Под ред. М. Харгривса. – К.: Олимпийская литература, 1998. – 286 с
41.Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
42.Никитушкин В.Г. Система подготовки спортивного резерва. – М., 1994. – 320 с.
43.Озеров В.А., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Методика построения краткосрочной тренировочной программы подготовки футболистов // Науч.-спорт. вестник. – М., 1990. – № 5. – С. 24-27.
44.Озеров В.А. Сочетание непрерывного и интервального методов тренировки как фактор управления физической подготовкой футболистов высшей квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 24 с.
45.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
46.Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.
47.Основы отбора, обучения и тренировки юных легкоатлетов: Учеб. пособие / Г.Н. Максименко, А.Ф. Полтавский. – Луганск: Лугань, 1994. – 365 с.
48.Папян Г.Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1983. – 24 с.
49.Платонов В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсмена: Навч. посібник. – К.: Олімпійська література, 1995. – 320 с.
50.Платонов В.Н., Суслов Ф.П. Структура мезо- и микроциклов подготовки // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С. 407-425.
51.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учебник для студентов ВУЗов физического воспитания и спорта. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 583 с.
52.Севастьянов Ю.В., Подколзин Ю.А., Максименко И.Г. Теоретико-методические основы системы подготовки спортсменов в легкой атлетике и спортивных играх. – Луганск: Знание, 2002. – 496 с.
53.Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 255 с.
54.Уткин В.Л. Биомеханические аспекты спортивной тактики: Сб. науч. тр. – М.: Физкультура и спорт, 1884. – С. 100-107.
55.Учение о тренировке: Введ. в общ. методику тренировки / Под общ. ред. Д. Харре. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 326 с.
56.Федоров А.А., Тюленьков С.Ю. Научно-методические основы подготовки футболистов в залах: Метод. пособие для тренеров. – М., 1995. – 102 с.
57.Филин В.П., Нагорный В.Э. О нормировании и распределении тренировочных нагрузок при спортивной подготовке подростков и юношей. // Кн.: Проблемы юнош. спорта. – М., 1963. – С. 7-19.
58.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие для ин-тов и тех-мов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 128 с.
59.Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте. – Минск, 1994. – 132 с.
60.Хартманн Ю., Тюннеманн Х. Современная силовая тренировка. – Берлин: Штортферлаг, 1988. – 335 с.
61.Хомутский В.С. Спор молодых // Футбол: Ежегодник / Сост. С.А. Савин, А.С Соловьев. Редкол.: К.И. Бесков и др. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 26-30.
62.Чанади А. Футбол. Тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 268 с.
63.Чебан М.В. Рациональное построение тренировочного этапа преимущественно скоростно-силовой направленности в соревновательном периоде подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1993. – 23 с.
64.Чулибаев Д.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в подготовке юных футболистов: Метод. рекомендации. – М., 1986. – 24 с.
65.Шестаков М.М., Золотарев А.П. Особенности построения учебно-тренировочного процесса квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: Учеб.-метод. разраб. для студентов ин-тов физкультуры. – Краснодар, 1990. – 46 с.
66.Шестаков М.М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе: Учеб.-метод. пособие. – Краснодар, 1993. – 28 с.
67.Шустин Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений. – М.: РГАФК, 1995. – 104 с.
3,000 руб.