Развитие банковского бизнеса неразрывно связано с новыми технологиями и поиском инструментов, повышающих эффективность и привлекательность банковских услуг. Одним из таких инструментов, несомненно, являются банковские платежные карты, позволяющие привести к оптимальному соотношению «затраты - результаты» в работе с розничными клиентами кредитных организаций.
За годы существования рынка пластиковых карт в России банки оценили привлекательность этого бизнеса и научились зарабатывать на нем. За последние годы количество карт, находящихся в обращении у физических лиц, увеличилось в 2,2 раза. По данным Банка России, во II квартале 2004 г. общее количество таких карт составляло 8,4 млн. штук, а во II квартале 2005 г. их стало уже 18,4 млн. штук. Это означает, что уже почти 13% россиян пользуются картами. При этом столь высокий показатель был достигнут за очень короткий срок. Выпуском и обслуживанием карт занимаются более 600 финансовых институтов - почти половина действующих банков.
Российский рынок пластиковых карт сегодня переживает настоящий бум. Несмотря на бурный рост числа клиентов и объемов сделок по пластиковым картам, видов обслуживания, рынок пластиковых карт имеет недостаточно развитую законодательную основу, повышенный риск мошенничества, нестабильную динамику развития и другие проблемы.
Исходя из этого, целью данной курсовой работы является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования на среднесрочную перспективу.
Предметом исследования является конъюнктура рынка пластиковых карт, объектом исследования – рынок пластиковых карт Российской Федерации.
Задачами исследования в данной курсовой работе становятся:
1. Изучение теоретической базы сущности рынка пластиковых карт, определение основных понятий;
2. Рассмотрение зарубежного опыта организации рынка пластиковых карт;
3. Анализ структуры, объемов и динамики рынка пластиковых карт Российской Федерации;
4. Изучение основных проблем развития рынка пластиковых карт и разработка основных направлений их решения.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в перспективах развития и дальнейшего увеличения доли расчетов с помощью пластиковых карт в общей массе финансовых операций.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 5
1.2. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 7
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И ЕГО УЧАСТНИКИ 11
1.4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ 16
2.2. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
1,200 руб.
В условиях обострившейся конкуренции на рынке розничных услуг, банки и платежные системы стали больше внимания уделять повышению качественных характеристик своих продуктов, стимулируя клиентов совершать покупки с использованием карт, в том числе путем предоставления овердрафта по счетам для расчетов с использованием платежных карт. И банки ищут новые пути завоевания рынка, они пытаются заинтересовать клиента с тем, чтобы он пользовался картой как можно чаще.
Платежная карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Первые карты были сделаны в США в 1920-1930 гг.. на бумажных носителях и предназначались для подтверждения кредитоспособности владельца вне его банка.
Сегодня рынок пластиковых карт представлен следующими разновидностями карт: кредитные и дебетовые; индивидуальные и корпоративные; пластиковые карты с магнитной полосой или со встроенной микросхемой; пластиковые карты, основанные на разных механизмах хранения данных, обычные пластиковые карты, серебряные и золотые.
Рынок пластиковых карт – это совокупность операций по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию, включающий в себя все платежные системы. Для благополучного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
К основным платежным системам относятся, например, система «Золотая Корона», MasterCard, STB card, Интернет, собственные платежные системы банков России.
Российский рынок пластиковых карт возник относительно недавно, но сегодня он динамично развивается - на 01:07.2005 г. было выпушено 42,5 млн. пластиковых карт, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г., в день совершается более 1 млн. операций по картам, а ежедневный оборот превышает 3 млрд. руб.
Среди владельцев кредитных карт — выше среднего доля мужчин, 59,7 процентов россиян не имеют пластиковых карту. Также, чем крупнее город, тем больше в нем доля граждан, имеющих пластиковые карты. Так, в мегаполисах банковскими карточками пользуются 26 процентов проживающих в них россиян, а в сельской местности—6 процентов. Россияне значительно чаще стали использовать пластиковые карты для оплаты товаров и услуг за рубежом.
Несмотря на устойчивое развитие рынка пластиковых карт как в целом по России, так и отдельно по регионам, данный сегмент экономики также подвержен влиянию негативных факторов – несовершенство законодательной базы в данной области экономики, повышенный риск мошенничества, недоверие населения к использованию пластиковых карт, сложности и завышенная цена обслуживания пластиковой карты и другие.
Поэтому на практике необходимо реализовать такие меры, как совершенствование законодательной базы, в том числе и в сфере налоговой системы; совершенствование электронного денежного обращения; усиление контроля над законностью оборота пластиковых карт для предотвращения возможных противоправных действий и другие.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что положительные тенденции, складывающиеся на рынке пластиковых карт, несмотря на имеющиеся проблемы, позволяют строить оптимистичные прогнозы на ближайшую перспективу, как по количественным показателям, так и по качественным характеристикам. Дальнейшее сохранение активной маркетинговой политики кредитных организаций и платежных систем, расширение функциональности банковских продуктов с использованием пластиковых карт повысит популярность этого платежного инструмента среди населения, следовательно, интенсивность его применения в и вседневной жизни. Все это позволит увеличить объемы безналичных платежей с использованием карт и сократить имеющиеся диспропорции в объемах наличного и безналичного оборота в сфере розничных платежей в Российской Федерации.
1,200 руб.
1. Банковское дело./ Под ред. В.И. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 2002
2. Гинзбург А.И. Пластиковые карты. – СПб.: ПИТЕР, 2004
3. Деньги и кредит. Учебное пособие / Под ред. А.Г. Мнацаканян - М.: Финансы, 2000
4. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
5. Денежное обращение и банки / Учебник под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой.- М: Финансы и статистика, 2000
6. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000
7. Правовое регулирование безналичных расчетов в РФ.- М.: Де-Юре, 2000
8. Рудакова О. С. Банковские электронные услуги. Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
9. Финансы предприятий.: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Колчиной, М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под редакцией Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити,2001
11. Черкасов В.Е., Платицына Л.А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты. - М.: 2002
12. www.cbr.ru
13. www.mk.ru
14. www.bank-klient.ru
15. www.creditblog.ru
1,200 руб.