С самого начала рыночных отношений, на далекой заре экономики, появились определения для различного рода хозяйств, как коммерческих, так и некоммерческих или не имеющих целью получение прибыли. С развитием экономики названия менялись, а вместе с ними назначались различные функции, ставились ограничения и т.д.
На сегодняшний день, текущим законодательством утвержден ряд общепризнанных терминов, определяющих тип той или иной организации, существующей на рынках. Подобные определения в целом – это список организационно-правовых форм предприятий .
В целом же, отметим, что организационно-правовая форма предприятия – это форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус . По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно условно разделить на такие категории, как:
• хозяйственные товарищества и общества
• производственные кооперативы
• государственные и муниципальные унитарные предприятия
• индивидуальные предприниматели без образования юридического лица
Цель данной работы – изучить и дать как можно более полное представление об организационно-правовых формах предприятий, существующих в нашем государстве на нынешний день.
Непосредственные задачи работы:
• классифицировать предприятия по организационно-правовым формам
• дать представление о каждой из организационно-правовых форм
• продемонстрировать функционирование одной из описанных организационно-правовых форм на конкретном примере
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Предприятия на современном рынке 5
1.1. Основные организационно-правовые формы предприятий 5
1.2. Организационно-правовые формы на практике 9
Глава 2. Организационно-правовые формы предприятий на практике 12
2.1. Организационно-правовая форма предприятия на примере ЗАО «Строительная компания «Ирбис». 12
Заключение 21
Список литературы и других источников 25
Приложение 1 27
1,200 руб.
В ходе нашей работы мы изучили организационно-правовые нормы, актуальные в РФ на сегодняшний день. В первой части нашей работы мы описали каждую из форм, предложив традиционное для этого случая деление на коммерческие и некоммерческие предприятия. Дав описание каждому из видов организационно-правовых форм, мы перешли к непосредственному изучению одной из форм на примере конкретного функционирующего предприятия. Таковым явилось ЗАО «Строительная компания «Ирбис».
Мы изучили учредительную документацию фирмы, ее уставные капиталы, ее цели и задачи. Кроме этого, мы рассмотрели принципы работы, организационную структуру, основные виды деятельности и т.д. Производилось это для того, чтобы составить наиболее полное представление о конкретной организационно-правовой форме предприятия – в нашем случае это акционерное общество закрытого типа. Напомним, что закрытое акционерное общество это общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций продаваемых другими акционерами. Число участников ЗАО регламентировано (ограничено) законом. Как правило, ЗАО не обязано публиковать отчетность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.
Отметим также, что грамотно выбранная организационно-правовая форма для предприятия – это сам по себе значительный шаг к успешной деятельности, поскольку требуется учитывать собственные возможности и тщательно сочетать их с имеющимися обстоятельствами и ресурсами. Именно тщательный подбор вида деятельности и формы осуществления этой деятельности – является положительным фактором, влияющим на развитие бизнеса и его прибыльность. Поэтому, предпринимателю хорошо было бы разбираться в организационно-правовых формах предприятия для того, чтобы оптимально организовать собственный бизнес .
В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой – от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению. Как показывает практика, здесь возможны следующие варианты:
• Субъект организации одновременно является производителем и
• владельцем факторов производства;
• Субъект владеет материальными условиями производства, не является
• производителем, но трудится как организатор производства;
• Субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу
• возможность быть его организатором.
Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.
Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организационно-правовыми формами функционирования.
Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.
Согласно ГК РФ (часть первая) основными организационно-правовыми формами хозяйствования юридических лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.
Все они способствуют эффективному функционированию национальной экономики, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литературы по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д. Поэтому заранее наделить, например, индивидуальные формы собственности во всех ситуациях безоговорочными преимуществами перед коллективными или государственными было бы некорректно, и наоборот. Всё зависит от конкретной социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в отрасли, регионе, стране. К сожалению, нельзя предложить какую-либо математическую модель оценки эффективности использования любой собственности или их совокупности, так как процессы хозяйствования при той или иной собственности не поддаются строгому описанию из-за сложности содержания и количественной неопределённости.
1,200 руб.
Литература
1. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 896с.
2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718с.
3. Грузинова В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 535с.
4. Зайцев Н.А. Экономика организации. – М.: “Экзамен”, 2000. – 768с.
5. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИН-ФРА-М;
6. Новосибирск; НГАЭиУ, “Сибирское соглашение”, 2000. – 132с.
7. Панкратов Ф.Г. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для ВУЗов.- М. - ИВЦ «Маркетинг». 1994ю- 220 с.
8. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002. – 1012с.
9. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003. – 1012с.
10. Семёнов В.М. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 312с.
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 304с.
12. Торговое дело: экономика и организация. Учебник под общ. Ред. Л.А.Брагиной и Т.П.Данько. М.: «Инфра-М», 1997 г.
13. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: Учебник для вузов/ Под ред. Л.А.Брагина.- М.: Инфра-М, 2004.
Другие источники
1. Бухгалтерский баланс ЗАО «Строительная компания «Ирбис» (статьи актива и пассива)
2. Конституция группы компаний «ИРБИС»
3. Официальный сайт ЗАО - www.sk-irbis.spb.ru
4. Материалы портала «Теория организации» - partnerstvo.ru
5. Материалы портала – www.works.tarefer.ru
6. Материалы портала - www.kfneva.ru
1,200 руб.