Путь, который прошла энергетика от начала до конца ХХ столетия уникален: от локальных небольших энергоустановок в начале века до межгосударственной и межконтинентальной энергетической инфраструктуры, формируемой различными энергетическими технологиями, энергетическими источниками и территориально распределенными системами энергетики, добывающими, производящими, преобразующими, транспортирующими и распределяющими широкий спектр топливно-энергетических ресурсов с целью экономичного, надежного и качественного энергоснабжения отраслей экономики, населения, других потребителей.
В последние десятилетия ХХ века в энергетике наметился ряд глобальных тенденций, которые могут принципиальным образом определять облик энергетической инфраструктуры человечества в начале третьего тысячелетия. Среди этих глобальных тенденций следующие.
В последние годы все возрастающий интерес экономистов и политиков России и стран Северо-Восточной Азии (СВА) проявляется к проблеме энергетической безопасности российского Дальнего Востока. Для этого есть основания, поскольку энергетический фактор в силу ряда причин стал, с одной стороны, одним из главных негативных условий сохранения и развития этого стратегически важного региона, а с другой стороны, благоприятной предпосылкой для его вхождения в экономическое пространство в СВА в качестве равноправного партнера в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Энергетика, топливно-энергетический комплекс в смысле надежности, обеспечения экономической безопасности страны и большинства ее регионов занимают, важнейшее место среди отраслей отечественной экономики.
Объектом исследования является электроэнергетическая отрасль Российской Федерации и Сибирского региона, которая на протяжении ряда последних лет оказываем негативное влияние на сохранение и развитие социально-экономического потенциала страны и его взаимовыгодное экономическое сотрудничество со странами СВА.
Предметом исследования являются проблемы развития электроэнергетической отрасли России с учетом его места и роли в обеспечении экономического развития России.
Цель исследования заключается в изучении динамики и перспективных направлений развития энергетики базовой и самостоятельной отрасли промышленности .
Для достижения поставленной цели курсовой были определены следующие задачи:
• исследовать основные тенденции развития энергетики России на современном этапе развития экономики;
• изучить динамику развития энергетики на региональном уровне;
• дать экономическую оценку влияния энергетики на социально-экономическое развитие Сибири;
• определить перспективные направления развития энергетики Сибири.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Комитета государственной статистики РФ, материалы Стратегии развития Сибирского региона на 2004-2010 гг., а также информационные ресурсы сети Inte
et.
1,200 руб.
Введение
1. Топливно-энергетический комплекс России
1.1 Значение отрасли и объемы производства
1.2 Структура отрасли
1.3 Проблемы развития отрасли
1.4 Прогнозы развития отрасли
2. Топливно-энергетический комплекс Сибирского федерального округа
2.1 Реформа в электроэнергетике в Сибирском федеральном округе
Заключение
Литература
1,200 руб.
Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. Отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное снабжение экономики электрической и тепловой энергией. Преодолен спад в производстве электроэнергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений.
Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможны без кардинального изменения сложившейся системы экономических отношений в отрасли и безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики.
Цели, принципы и задачи государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации
Целями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются: ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвращение возможного энергетического кризиса и повышение конкурентоспособности российской экономики.
Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом состоявшейся приватизации и основываться на следующих принципах:
- выделение естественно монопольных составляющих отрасли (передача электрической энергии и диспетчеризация) в самостоятельные виды деятельности, регулируемые государством; - демонополизация и развитие конкуренции в секторах производства и сбыта;
- обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре рынка всем производителям и потребителям электроэнергии;
- сохранение технологического единства электроэнергетической системы страны;
- обеспечение устойчивой, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики;
- обеспечение полной финансовой прозрачности деятельности рынков электроэнергии и предприятий регулируемых секторов электроэнергетики;
- гарантия защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.
Успешное проведение реформы электроэнергетики требует от государства решения следующих основных задач:
- создание конкурентного рынка электроэнергии, с охватом всех регионов России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна;
- создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния предприятий отрасли;
- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
- создание привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике и привлечение значительного объема инвестиций для замещения выбывающих вследствие изношенности генерирующих мощностей, модернизации и реконструкции отрасли;
- обеспечение доступности электроэнергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан, создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения на период реформирования;
- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования между различными регионами и группами потребителей электроэнергии;
- сохранение и развитие единой инфрастуктуры электроэнергетики, включающей системообразующие сети и диспетчерское управление;
- развитие экспортного потенциала электроэнергетики;
- демонополизация рынков топлива для тепловых электростанций;
- создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли и ее работы в новых экономических условиях;
- реформирование системы органов государственного регулирования, управления и надзора электроэнергетики, уточнение их статуса и компетенции.
Основные направления реформирования электроэнергетики
Совершенствование рынков электроэнергии
Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет трансформация существующего Федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей.
Оптовый рынок электроэнергии
Ключевым институциональным результатом реформы электроэнергетики России должно стать развитие конкурентного оптового рынка электроэнергии. В течение периода трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике от системы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию к системе свободного рыночного ценообразования должны быть обеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах (в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим и системным условиям либо временно сдерживается неблагоприятными социально-экономическими факторами).
Конкурентный оптовый рынок электроэнергии в конечном итоге должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка.
Основными принципами взаимодействия участников конкурентного оптового рынка электроэнергии должны стать:
- безусловное соблюдение договорной и финансовой дисциплины;
- осуществление платежей за электроэнергию исключительно в денежной форме.
1,200 руб.
1. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: «Дашков и К», 2002 г.
2. Основные направления социально-экономического развития РФ в долгосрочную перспективу. – М.: Проект, 2001
3. Проект Стратегии развития РФ до 2010 года. – М.: Фонд «Центр стратегических разработок» под руководством Г.О. Грефа, 2000 г.
4. Любушин Н.П. Условия эффективности российской экономики. // Российский экономический журнал, № 2, 2006 г.
5. Проблемы развития энергетической отрасли РФ. // Вопросы экономики, № 12, 2006 г.
6. Тулеев А.Г. Проблемы развития Сибирского региона. // Вестник Сибири, №№ 5 – 7, 2005 г.
7. Россия в цифрах и фактах. – М.: ИНФРА-М, 2006 г.
8. Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. – М.: Современная школа, 2005 г.
1,200 руб.