Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых социальных процессов в трансформационных экономиках.
В течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие “средний класс” как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин “средний класс” в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования. Несмотря на это, средние классы существовали и существуют всегда, они не могут быть “уничтожены”. Меняются только их размеры, характер и состав. Средний класс – это не единая группа, а совокупность разнородных групп. Именно этот факт и доказывают многочисленные социологические исследования. Это означает, что вместо агрегированного, но не идентифицированного понятия “средний класс” уместнее термин “средние классы”.
В начале экономических реформ в 90-годы предполагалось, что они приведут к рождению масштабного среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвестировать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов.
К сожалению, социальная структура российского общества под воздействием экономических реформ характеризовалась крайней неустойчивостью и высокой степенью нестабильности. С этим во многом связаны трудности, связанные с формированием российского среднего класса.
750 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СРЕДНИЙ КЛАСС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ. 4
1. 1. Средний класс как база социальной стабильности 4
1. 2. Критерии среднего класса 6
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
750 руб.
Средний класс является наиболее стабильной частью любого общества. Он является основным творцом экономического процесса, гарантом социальной и политической стабильности. Его отличительные черты - высокий образовательный уровень и профессионализм, социальная и экономическая активность, наличие материальных активов, способных устранить последствия экономической нестабильности и помочь пережить период реструктуризации бизнеса и занятости, что является характерным признаком экономической ситуации, наблюдаемой в России.
В настоящее время, как показывают исследования, социально-экономические условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало способствуют формированию среднего класса.
Прежде всего, это связано с масштабами “параллельной” экономики, в которой реализуется значительная часть экономической деятельности среднего слоя российского общества. Ход экономического развития как до, так и после экономического кризиса 1998 г. отнюдь не способствовал тому, чтобы этот слой превратился в “классический” средний класс, которому свойственна однонаправленность социальных (прежде всего, статусных) и экономических (размер дохода и накоплений) характеристик.
В этой связи важнейшей задачей становится поиск экономических стратегий и социальных технологий, направленных на формирование российского среднего класса, связанных с расширением социальной динамики, сужением масштабов теневой деятельности, выходом средних слоев в рамки легальной экономики.
750 руб.
1. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования, 1992. № 9-10.
2. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России // Россия реформирующаяся. Ежегодник - 2005 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2005.
3. Заславская Т.Н. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2006.
4. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования, 2000. № 6.
5. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология.- СПб: Питер, 2006.
6. Левада Ю. «Средний человек»: фикция или реальность? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. ВЦИОМ. 1998. №2(34).
7. Левинсон А., Стучевская О., Щукин Я. О тех, кто называет себя средний класс // Вестник общественного мнения. 2004. № 5. Сентябрь- октябрь. С. 50- 53.
8. Попова И.П. Средний класс в российском обществе // Социологические исследования, 2005. № 3. С. 50-57.
9. Россия - новая социальная реальность. Богатые, Бедные. Средний класс. М.: Наука, 2004.
10. Социальная психология классов. М.: Мысль, 1985.
11. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Аспект-Пресс, 2008.
12. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
13. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малевой. М.: Гендальф, 2003.
14. Средний класс в современном российском обществе / Под общ. ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, А. Ю. Чепуренко. М.: РОССПЭН, 2007.
15. Тихонова Н.Е. «Новые капиталисты»: роль различных ресурсов в складывающейся модели стратификации российского общества // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 29-39.
16. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социологические исследования, 2004. № 6. С. 120-130.
17. Формирование среднего класса в России / Фонд \"Бюро экономического анализа\". - М., 2000. - № 4.
18. Фролов С. А. Социология: Учебник для студентов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
19. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. СПб.: Алетейя, 2000.
20. Хахулина Л.А. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. ВЦИОМ. 2001. № 2 (40). С. 23-25.
21. Шкаратан О.И. Социальная политика и положением средних слоев // Социологический журнал. 2004. №1-2. С. 106-128.
750 руб.