ГлавнаяГотовые работы Соотношение и взаимодействие морали и права

Готовый реферат

на тему:

«Соотношение и взаимодействие морали и права»









Цена: 750 руб.

Номер: V4420

Предмет: Этика

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
1. Соотношение морали и права как историко-философская пред-посылка правовой этики

Соотношение и взаимодействие морали и права – одна из классических тем практической философии, а также теории морали и права. Теоретический и прикладной характер этой проблемы можно проиллюстрировать на примере развития отечественной философии и теории права конца XIX — начала XX в. К теоретическим достижениям отечественной этико-правовой мысли относятся разработка методологии сравнительного исследования морали и права (мо-рально-правовой дуализм и редукционизм, этико-правовой синтез), определе-ние и обоснование специфики моральной и правовой регуляции, психологиче-ская и социологическая конкретизация моральных и правовых актов поведе-ния, сравнительный анализ функций морали и права и т.д. Особенно большой вклад в развитие данной проблемы внесли такие философы и правоведы, как Б. Н. Чичерин, B. C. Соловьев, В. Г. Щеглов, Н. М. Коркунов, П. И. Новгород-цев, Л. И. Петражицкий.

Так, Чичерин, обосновывая различие между нравственностью и пра-вом, указывал и на их тесную взаимосвязь, подчеркивая, что они «основыва-ются на сознании абсолютных начал человеческой жизни». Эта взаимосвязь проявляется в союзах (семейном, гражданском, церковном и государственном), в которых человек выступает субъектом прав и обязанностей. Однако Чичерин был категорически против принудительной организации добра в эмпириче-ском мире, так как царство добра, утверждал он, «не от мира сего». Именно это и стало основанием его резкой полемики с Соловьевым по поводу идеи «всеобщей организации нравственности». Критикуя главный тезис Соловьева о праве как «обязательной реализации минимума добра», Чичерин отстаивал идею абсолютной автономии нравственного закона, являющуюся единствен-ной гарантией невозможности подмены «внутренних решений совести при-нудительным общественным законом».

Соловьев был одним из первых, кто оценил проблему соотношения морали и права как прикладную, что нашло отражение в названии его работы: «Право и нравственность: Очерки из прикладной этики» (СПб., 1897). К без-условному достижению этико-правовой концепции Соловьева, повлиявшей на развитие фундаментальных и прикладных аспектов соотношения морали и права, относится определение права как «низшего предела или минимума нравственности» и как «необходимого принудительного равновесия двух нрав-ственных интересов — личной свободы и общего блага» .

Что же касается собственно прикладной стороны данной проблемы, то здесь заслугой Соловьева можно считать весьма детальную разработку пени-тенциарной этики, и в частности проблемы морально-юридического опреде-ления меры наказания.

Мысль об органической связи нравственности и права развивает в своей работе «Нравственность и право в их взаимных отношениях» (1888) В. Г. Щег-лов. Он подвергает критическому исследованию те направления философии права, которые исходят из принципа дуализма в отношении между нравствен-ностью и правом, полагая такой подход следствием абсолютизации момента принуждения, присущего праву. Пытаясь разрушить «презумпцию принуди-тельности» права, Щеглов доказывает, что «принуждение не может составлять существенную черту права, олицетворяющего собой альтруистическую идею общего блага», ибо деятельность институтов государства и права вносит во все общественные отношения тот же альтруистический нравственный идеал, ко-торый должен проявляться и в личной жизни каждого. Принуждение сопрово-ждает осуществление права только «в тех случаях, когда сталкиваются между собой интересы отдельных лиц, нарушаются границы свободы, обеспеченной правом всем гражданам».

Этико-правовая концепция Н. М. Коркунова — видного русского право-веда и социолога — наиболее полно изложена им в «Лекциях по общей теории права» (1894). В основе ее лежит принцип различения двух основных видов норм: технических и этических. Если главным признаком технических норм служит непосредственное осуществление материальной цели, то этические нормы на-правлены на достижение общего интереса. Вследствие этого их отличительными признаками являются единство (единообразное понимание), универсальность (использование во всех случаях жизни) и императивность (обязательность требо-ваний, имеющих целью согласование личных и общих интересов). Коркунов подразделяет этические нормы на нравственные и юридические. Нравственные нормы призваны служить мерилом оценки человеческих интересов, приводящим к различению добра и зла. Несмотря на многообразие оснований нравственных теорий и критериев оценки, все они в конечном счете вырабатывают некий об-щий критерий оценки интересов. Это необходимый отличительный признак каж-дой нравственной теории. «Нравственные правила, — пишет Коркунов, — необ-ходимо устанавливают различие добра и зла, нравственных и безнравственных целей. Нравственные правила служат высшим руководящим началом всей нашей деятельности, мерилом всех наших поступков» . В отличие от нравственности право не оценивает, а разграничивает интересы частных лиц. В нравственной оценке нельзя найти указание, как преодолеть конфликт интересов. Здесь не мо-жет быть безусловного подчинения интересов одного лица интересам другого; ин-тересы каждого лица должны быть так или иначе разграничены. Исходя из дан-ного различия нравственных и правовых норм, Коркунов устанавливает специ-фические особенности нравственной и правовой регуляции. Если юридические нормы определяют отношение прежде всего к другим, а не к самому себе, то нрав-ственные, напротив, устанавливают обязанности в отношении к самому себе, по-тому что оценка интересов имеет значение для отдельно взятого лица. Соблюде-ние юридических норм обязательно только при условии наличия чужого инте-реса, обязательность же нравственных норм не обусловлена заинтересованно-стью других людей в их исполнении: нравственный долг сохраняет свою силу да-же при отсутствии чужих интересов. В этой связи оценка интересов выступает как дело внутреннего убеждения, а их разграничение — как дело внешнего соотно-шения прав и обязанностей.

Философия права начала XX в. существенно углубила и конкретизировала проблему соотношения права и нравственности, придав ей метафизическую ос-новательность, социальную и психологическую конкретность. Теоретический по-тенциал исследования нравственности, столь характерный для этико-правовых учений второй половины XIX в., был дополнен высокими философскими тео-риями, а также конкретным социально-психологическим анализом нравственно-сти. Особая заслуга в разработке этики права принадлежит П. И. Новгородцеву, основоположнику отечественной школы естественного права. В своих работах «Право и нравственность» (1899), «Нравственная проблема в философии Канта» (1901), «Мораль и познание» (1902), «Нравственный идеализм в философии пра-ва» (1902) и др. он развивает идею «самостоятельности этического начала» и «са-моочевидной абсолютности» нравственного сознания, переосмысливает естест-венное право в этическом ключе, определяя его как «совокупность нравственных представлений о праве», как «идеальное построение будущего и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических условий право-образования».

Существенное значение для развития этической науки имел сравни-тельный анализ правовой и нравственной психики, проведенный Л. И. Пет-ражицким, основателем психологической школы права. Исследованию специ-фики нравственных и правовых явлений с точки зрения эмоциональных реак-ций, вызываемых исполнением или неисполнением правовых и нравственных требований, посвящены его труды «О мотивах человеческих поступков, в осо-бенности об этических мотивах и их разновидностях» (1904), «Введение в изуче-ние права и нравственности. Эмоциональная психология» (1905) и особенно двухтомная «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907). Петражицкий исходит из той предпосылки, что специфическая природа явлений права и нравственности коренится в области не рационального, а эмо-ционального. Основное различие между правовой и нравственной психикой он связывает с коренным различием функций права и нравственности. Если в об-ласти нравственной психики решающее значение имеет императивная функ-ция, суть которой — в сознании своей обязанности, долга, то в области право-вой психики доминирующее значение приобретает функция атрибутивная, вы-ражающая сознание своего права. Это и определяет своеобразие правовых и нравственных эмоциональных реакций на те или иные поступки. Так, в области нравственной психики в случае исполнения нравственного долга возникают ка-ритативные, благожелательные и благодарственные эмоции; в случае же его не-исполнения нет оснований для злостно-мстительных реакций, обычно возбуж-даемых сознанием причинения ущерба в сфере правовых отношений. Напротив, в области правовой психики в случае исполнения обязанности основания для проявления каритативных, благодарственных реакций отсутствуют, а в случае неисполнения вступает в действие «одиозно-репрессивная тенденция правовой психики». Этико-правовые изыскания Петражицкого ознаменовали собой су-щественный прорыв в области изучения психологических механизмов соотно-шения нравственности и права и тем самым вплотную подвели к созданию прикладной модели правовой этики.

Тем не менее до конца XIX в. проблема взаимодействия морали и права фактически оставалась одним из разделов моральной философии и теории пра-ва и рассматривалась преимущественно в общефилософском и общеправовом, т.е. фундаментальном, контексте. И лишь в начале XX в., усилиями известного русского юриста А.Ф. Кони, она приобретает самостоятельный и практический статус. Осенью 1901 г. Кони приступил к чтению курса уголовного судопроиз-водства в Александровском лицее. В 1902 г. в «Журнале министерства юсти-ции» была опубликована его вступительная лекция «Нравственные начала в уголовном процессе» с подзаголовком «Общие черты судебной этики», поло-жившая начало специальной науке, возникшей в русле отечественной этико-правовой традиции. В своей лекции Кони поставил целый ряд проблем (таких, как справедливость приговора, свобода внутреннего убеждения по отношению к доказательствам, нравственное значение судебной ошибки, этика судебных прений и др.), которые во многом предопределили предмет новой дисциплины, названной им судебной этикой. Сам выбор названия был продиктован убежде-нием автора в том, что «центром тяжести организации уголовного правосудия должен быть признан судья с теми неизбежными условиями, в которые его ставит разумное законодательство, и с теми типическими чертами, которыми его снабжает общественное правовое и нравственное чувство» .

Исходя из этого, Кони рассматривает судопроизводство с точки зрения трех основных моментов: 1) этической оценки доказательств по их источнику, содержанию и психологическим свойствам; 2) справедливости приговора, за-ключающего в себе вывод о виновности на основании внутреннего убеждения судьи; 3) поведения судьи по отношению к лицам, с которыми он приходит в соприкосновение вследствие своей деятельности (профессиональный кодекс чести судьи).

Подытоживая свои рассуждения, Кони писал: «Таким образом, склады-вается ряд этических правил, образовывающих необходимую нравственную сторону в деятельности судьи и его ближайших помощников. Поэтому следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности .

Следует особо отметить, что Кони отчетливо осознавал прикладной статус новой дисциплины, определяя ее как учение о приложении общих поня-тий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятель-ности. Тем самым он заложил основы правовой этики как прикладной области знаний и очертил круг ее основных идей.
750 руб.

Похожие работы:

Предмет, метод трудового права, соотношение трудового права с другими отраслями российского права 

Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса ...

Источники конституционного права России как отрасли права 

Тема данной работы – источники конституционного права РФ как отрасли конституционного права. Проблемы, связанные ...

Отграничение гражданского права от смежных отраслей права. Дискуссия о семейном праве 

Введение Право Российской Федерации образует определенную систему, наиболее крупные звенья, которой называются ...

Предмет гражданского права.Функции гражданского права. Отграничение гражданского права отсмежных отраслей права. 

Введение Наша повседневная жизнь регулируется гражданским правом: покупки в магазине, услуги парикмахерской ...

Метод права социального обеспечения как отрасль права 

. Понятие общего и отраслевого метода правового регулирования
Как справедливо отмечают практически все исследователи ...

Поиск по базе выполненных нами работ: