Введение
Содержание
Литература
В Комитете Государственной Думы по делам национальностей в настоящее время продолжается работа над проектом федерального закона о национальных меньшинствах. При этом разработчики сталкиваются со многими трудностями. Так, противники закона считают, что принятый Государственной Думой Федеральный закон «О национально-культурной автономии» вполне решает проблемы национальных меньшинств. Но, к сожалению, в нем отсутствует само понятие «национальное меньшинство». Другие противники принятия закона считают, что для регулирования положения национальных меньшинств вполне достаточно ратифицированной Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. При, этом они ссылаются на статью 15 Конституции РФ, которая признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Третьи оппоненты считают, что принятие российского закона о национальных меньшинствах может привести к излишней напряженности в межнациональных отношениях в стране, потому что никто не захочет признавать себя национальным меньшинством, многие же - не видят принципиального различия между национальными меньшинствами и коренными малочисленными народами.
В Конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам под таковыми понимаются лица, постоянно проживающие на территории одного из государств СНГ и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данного государства . Конвенция предлагает модельное понятие национального меньшинства, понимая, в первую очередь, под ним лиц, постоянно проживающих на территории того или иного государства СНГ и являющихся их гражданами. Необходимо также исходить из исторических корней возникновения понятия национального меньшинства.
Таким образом, можно дать следующее определение национальных меньшинств, применимое в специфических условиях России. Это граждане Российской Федерации, которые проживают компактно или дисперсно на ее территории за пределами своей исторической этносреды, не относятся к малочисленным коренным народам и имеют такие устойчивые отличия, как язык, самобытную культуру, религию, объединены общим самоназванием и единым самосознанием, признают себя национальным меньшинством.
Отнесение к национальным меньшинствам исключительно граждан Российской Федерации соответствует и международной практике, и имеющимся реалиям: трудно представить, чтобы гарантии прав национальных меньшинств распространялись, скажем, на многочисленных китайских и северокорейских граждан, постоянно проживающих или временно пребывающих на юге Дальнего Востока, или лиц, получающих временное убежище на территории. В отсутствии внятного федерального законодательства субъекты Федерации, и не только республики, могут не устоять перед принятием законодательства о национальных меньшинствах, включающего те или иные нормы. Так, субъекты Федерации могут включить в свое законодательство норму, согласно которой под понятие национального меньшинства не подпадают народы, имеющие на территории России национально-территориальные образования или национальные районы в данном субъекте. Не всегда субъекты Федерации могут избежать и введения некой иерархии национальных меньшинств, законодательно обеспечивая права либо только «коренных народов» данной территории, либо «коренных национальных меньшинств». Существует также и институт прописки: предоставление прав национальных меньшинств исключительно постоянным жителям региона. Например, власти Краснодарского края, разрешают регистрацию турков-месхетинцев, но только по месту пребывания, сроком на 1 год.
Кроме того, в законодательстве субъектов, посвященном рассматриваемым вопросам, часто встречаются определения, не используемые на федеральном уровне: этнические меньшинства (Татария, Хакасия), этнодисперсные меньшинства (Томская область), коренные национальные меньшинства (Бурятия), национальные общности (Свердловская область), малочисленные национальные общности (Красноярский край), малочисленные этносы (Якутия), коренная нация (Калмыкия), коренные народы данного региона (Кабардино-Балкария, Калмыкия, Татария, Хакасия, Алтайский, Приморский края, Свердловская область), коренной этнос (Хакасия), титульный коренной народ (Карелия), коренное население территории (Дагестан, Хакасия, Иркутская, Томская области), этнические группы (Коми, Дагестан, Якутия), этнические общины (Адыгея), этноконфессиональные и этнокультурные группы (Бурятия). Такое разнообразие понятий в регионах - результат не только учета местных особенностей, но и отсутствия внятной регламентации понятийного аппарата в федеральном законодательстве.
1,200 руб.
Введение 3-4
Глава 1. Конституционно-правовые основы статуса национальных меньшинств в России
1.1. Понятие и состав «национальных меньшинств России» 5-9
1.2. Становление и развитие правового статуса национальных меньшинств
9-12
1.3. Формы самоопределения национальных меньшинств в России 12-13
Глава 2. Гарантии защиты прав, свобод и законных интересов национальных меньшинств в РФ
2.1. Международно-правовые гарантии прав национальных меньшинств 14-18
2.2. Конституционно-правовые гарантии прав национальных меньшинств
18-20
2.3. Реализация и защита прав национальных меньшинств в РФ 20-21
2.4. Проблемы защиты прав отдельных малочисленных народов России 21-23
Заключение 24-26
Список сокращений, использованных в работе 27
Библиография 28-30
Введение
Обращение к проблеме конституционного статуса и проблеме защиты национальных меньшинств, коренных малочисленных народов во многом обусловлено спецификой их фактического положения. Сегодня эти общности столкнулись с целым рядом проблем, в числе которых демографические, экономические, социальные, экологические и другие. Разрешение многих из них возможно лишь в результате четкого законодательного оформления и последовательной реализации специального правового статуса этих этнических общностей. Современная модель российского федерализма призвана максимально учитывать исторические, экономические, национальные и иные особенности возникновения и развития народов, проживающих на территории Российской Федерации. Это обстоятельство, в свою очередь, определяет особое внимание государства к коренным народам. Малочисленные этносы, будучи составной частью многонационального народа России выступают самостоятельным фактором, оказывающим непосредственное влияние на процесс возрождения российской государственности. Национальные и региональные аспекты федеративных отношений, применительно к малочисленным этническим общностям, находят свое выражение в основах национальной и региональной политики, проводимой государством.
Актуальность темы данной курсовой работы определяется современным этапом конституционного развития нашей страны. Процесс формирования правовой государственности связан с демократизацией всех сфер жизни российского общества, развитием федеративных отношений, конституционным закреплением прав и свобод человека в качестве одной из абсолютных ценностей общества и государства.
Руководствуясь указанными приоритетами, Конституция РФ 1993 года впервые на конституционном уровне гарантировала коренным малочисленным народам права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Права представителей коренных малочисленных народов являются неотъемлемой составной частью прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации. Степень их конституционного признания и защиты
выступает юридическим показателем уровня демократического развития
государства. К тому же, права и свободы национальных меньшинств, коренных малочисленных народов находятся в центре внимания не только национальных правовых систем, но и международного сообщества в целом.
Среди исследуемых в данной работе проблем и вопросов можно выделить такие как выведение определения национальных меньшинств посредством анализа ряда российских и международных нормативно-правовых актов, изучение форм самоопределения национальных меньшинств внутри России, а также вычленение и структурирование по степени важности гарантий защиты прав и свобод национальных меньшинств как на международном уровне, так и в структуре российского государства и общества в целом; рассмотрение соотношения терминов «коренные народы» и «национальные меньшинства» и др. Изучение нормативно-правового содержания конституционного статуса национальных меньшинств позволят повысить эффективность их функционирования и найти пробелы в законодательном регулировании. В конце работы мной будут сделаны заключительные выводы по исследуемой проблематике и предложены свои пути решения ряда вопросов, касающихся защиты правового статуса национальных меньшинств в нашей стране.
1,200 руб.
Нормативный материал
Международное законодательство
1. Всеобщая декларация прав человека ООН от 10.12.1948г.
2. Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12. 1992 г.
3. Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека «Права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Опубликован 24.02.2004г.
4. Доклад Совещания экспертов ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств в Женеве от 19.07.1991г.
5. Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование, октябрь 1996 г.
6. Рекомендации по языковым правам национальных меньшинств, февраль 1998 г.
7. Рекомендации по использованию языков меньшинств в телерадиовещании, октябрь 2003 г.
8. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств от 01.02. 1995 г.
9. Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» от 27.06.1989 г.
Законодательство РФ
10. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М., 1996 г.
11. Конституция РСФСР 1918 года.
12. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
13. Федеральный Закон от 18.06.1998 N 84-ФЗ «О ратификации рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» (принят ГД ФС РФ 05.06.1998)
14. Федеральный Закон от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
15. Федеральный закон от 20.07.2000 №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
16. Федеральный Закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
17. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерациии» от 19 июня 1996 г.. N 78-ФЗ.
18. Единый перечень коренных малочисленных народов, утвержденный Указом Президента и ФЗ «О гарантиях прав КМН России» 1999 г.
Диссертации, статьи
19. Диссертация: Пешперова И. Ю. «Права национальных меньшинств и их защита в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». СПб., 1998, 178 c.
20. Электронная статья Ю. Д. Дубровина «Проблема правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации», М., 2006.
Учебная и специальная литература
21. Сохранение и развитие языков: языковое планирование в Европе и России. Материалы международного семинара «Сохранение и развитие языков: языковое планирование в Европе и России, 28-29 сентября 2004 г., Элиста, Республика Калмыкия, Российская Федерация. – Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 305 с.
22. Калинина К.В. «Национальные меньшинства в Российской Федерации : Политико-правовые основы реализации их прав». Учебное пособие. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М.,2006.
23. Семинар «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления с уделением специального внимания образованию национальных меньшинств», М., 2006 г.
24. Видра Д. Федерализм и проблема интеграции меньшинств // Право и этничность в субъектах Российской Федерации. – М., 2004
1,200 руб.