Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора». Так, Дж. Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение соб-ственностью, приобретенной посредством труда. В работе «Два трак¬тата о государственном правлении» он рассматривает первоначаль¬ное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности. Но он, как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является резуль¬татом «общественного договора». В «Левиафане» Т. Гоббса государст¬во возникает через общественный договор, чтобы люди не уничтожа¬ли друг друга, так как они по природе все сильны и злы и к ним приме¬ним принцип «человек человеку — волк». У Локка на государство пе-реносится лишь часть естественных прав — ради эффективной защиты всех остальных, прежде всего свободы слова, веры и собст¬венности. У Гоббса государство есть смертный Бог — Левиафан, оно охраняет мир и благоденствие граждан. Государство это абсолютист¬ское по своему характеру общественное состояние, организация, ко¬торая обладает такой силой власти, что внушает страх, способный управлять волей всех людей, направляя ее на внутренний мир и вза¬имную помощь против внешних врагов.
750 руб.
Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом Бенедиктом (Барух) Спинозой (1632—1677), который разработал монистическое учение о мире. Его монизм пред¬стал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа творящая и природа сотво¬ренная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой яв¬ляется протяженность и мышление. Таким образом, сея природа яв¬ляется живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист.
Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции — модусам. Он их разделил на две группы: модусы — вечные, бесконеч¬ные и модусы — временные, конечные. Бесконечные модусы опреде¬ляются атрибутами субстанции — мышлением и протяженностью, а конечные — всеми остальными явлениями и вещами.
750 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Быховский Б.Э. Дж. Беркли. М., 1977.
2. Введение в философию. В 2-х тт. Под ред. Фролова В.А., М., 1991.
3. Макаров А.Д. Историко-философское введение. М., 1972.
4. Нарский М.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.
6. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. М., 1993.
7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.
750 руб.